Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!КЪУМУКЪ ИШКумукские проблемы. Независимое издание | ![]() |
№ 5, Июнь 1991 г.
Яз Байрам, Гюз Байрам
19 майда Эндирейни эркин абзарларында ва авлакъларында къумукъ юртлу къатын-къызлар, къарт ва яш, бирдагъы керен, уьчюнчю керен, ёлугъуп, бир-бирине къол берип ва къулач яйып къувнады.
Народ, шутить изволишь?
...на политическую арену ниоткуда выскакивает такой актер как В. Жириновский и на глазах изумленной публики со свирепым видом напяливает на себя тогу современного диктатора.
Пока это у него получается в жанре клоунады, а завтра? А это уже будет зависеть от прихотей, капризов, колебаний настроения, политической апатии огромной массы, избирателей.
Къумукъ намус деген идеология программагъа («Къ. ИШ», № 2) гиччи толумлукъ
«Бир де гюнагьсыз жазалангъан амалсызлар» - шулай деп къыймат бере къынгыр идеологияны алимлери, онгмагъан, адашгъан адамлар.
Кимлеге бере шо къыйматны? 1930-нчу йылларда «исталинчи» вагьши отгъа тюшюп гетген бизин аталагъа бере, Дагъыстанны, Къумукъ халкъны азатлыгъы учунгъу сыйлы ябушувну къайнар къазакъларына бере.
Яшыл тавум – яйлавум, сари чёлюм – къышлавум
...тав-тюп бойларда бизин бабаларыбыз яйыламагъан буса, яда яшамагъан буса, о бойдагъы юртланы, оьзенлени, ерлени атлары къумукъча болма кюй ёкъ эди.
Мен оьзюмню гиччи макъаламда, ювукъдагъы барыбызгъа да белгили Салатавияны дазувларындан башлап йыракъдагъы Анадол тюзюне етишип токътама сюмен.
Сакъалы акъ болгъан учун акъсакъал болмай
Къазанышдан ювукъдагъы бир юртда Акъсакъал Дуван олтургъан. Таныш бола шолар булан Даниял Денгизов. Биревге етгенде тамаша болуп Юрт Советни председателине сорай:
— Шу гиши неге шунда олтургъан?
— Багь, сакъалы акъ, шо саялы къошгъанбыз.
— Я, бу гиши ярамай. Жагьилинде нарт болгъан, сонг абурлу къарт болгъан деп эшитмеген бусан?
«БУРЧАКъ» - наш, «ШОРПА» – наш, «БУРЧАКЪ ШОРПА» ваш что ли?!
На рынке «Анжи-Базар», в кафе «Къонакъ», у меня состоялся такой шуточный разговор.
— Что у вас есть? — спросил у кассира.
— Бурчак-шорпа, долма, хинкал, кюрзе, чуду.
— А чьи это блюда, знаете?
— Знаю, аварские.
Деньги на бочку!
Краткая политическая биография Абдулатипова (а она с избранием Ельцина Президентом завершилась, надеюсь) скоротечно промелькнувшая на наших глазах, это было какое-то постоянное мельтешение, смена позиций на ходу, сопровождавшиеся нервическими наездами в Дагестан (причем, он, в отличие от других таких же депутатов, моментально получал телевизионное время) для тщетных объяснений своих беспринципных метаморфоз.
А где же ныне воз?
...мне не дает покоя мысль - неужели расстрелянный в этих местах Уллубий Буйнакский заслужил к себе такое бесчеловечное отношение, неужели посещающие место расстрела потомки наши ограничатся обозрением обшарпанного невзрачного бюста героя, проклиная наше время и негодуя в душе против такого отношения к памяти исторических личностей?!
О «заступниках» и «спасителях»
В интересном сообщении («Тенглик», № 4-91) К. Алиев приводит рассказ своего отца о давних уже событиях, рассказ, который меня очень заинтересовал и которому я хочу дать свою интерпретацию.
Приведу здесь коротко суть заметки «Как Багиров заступился за кумыков».
Тешди Къыпчакъ
«Дешт-и-Кипчак». Прочитав это слово, я каждый раз испытывал раздражение, какой-то протест. Ну что это такое - дешт-и-кыпчак?
Несомненно к нему приложена какая-то скрючивающая, разрушительная рука. Какое-то слово-инвалид, какая-то калека. Одно из тысяч наших слов, которые пройдя через «руки» чуждых тюркским языкам равнодушных скептиков-исследователей, принимали неузнаваемо уродливую форму.
Размещено на сайте 21.05.2010