Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 4, Май 1991 г.


«Боги» умерли

Святые коммунистической религии, надиктовав скрижали, ушли в небытие. За какую-то сотню с небольшим лет надписи стерлись, покрылись лишайником, пророчества их оказались на удивление нежизнеспособными. Священный трепет перед коммунистической догмой у людей улетучивается.

Почти вся мощь неэффективной, алогичной экономики стран социализма уходила на то, чтобы насильно заставить людей внутри государства существовать по Марксу-Ленину, и отгородить их от разлагающего влияния извне «разлагающихся» обществ.

Как только пресс «карающего меча» партии большевиков и военщины ослабился, мы видим - повсюду и всеми народами социализм с гневом и с радостью отбрасывается (последний пример - Албания).

При этом, наряду со многими изменениями, во все больших масштабах начало возрождаться явление, которому народы этих стран научились у большевиков - «борьба с памятниками», но теперь направленное против самих большевиков.

«Плохие» дела не становятся «хорошими» от того, что их совершает народ. Мне думается, не надо бы мстить мертвым символам, каменно-бронзовым идолам системы, чуть было не подрезавшей окончательно все жизнеобеспечивающие корни народов.

Эта борьба современных народов с косным материалом, а на самом деле, с догмами вбитыми в наши головы многолетней, начинающейся с детского сада, пропагандой, сильно смахивает на мистицизм наших предков, изгонявших из своих жилищ злых духов ритуальным уничтожением глиняных символических фигурок их.

Не надо ломать, крушить памятники вождям «всепобеждающего учения», ведь это история, для одних - хорошая, для других - плохая, но, ведь, все это было!

Ленин, Сталин и другие, слепо барахтавшиеся внутри тесной оболочки узколобого, озлобленного мировосприятия, доставшегося им от природы и судьбы, не виноваты, что были не способны к терпимости к другим воззрениям, не способны сомневаться в своих и воспринимать чужие идеи, они - рабы уровня своей образованности (или необразованности) своего времени, жертвы догматического, нежизнеспособного учения, которое только массовым насилием и можно было удержать некоторое время на арене истории.

Все это привело к человеческой трагедии планетарного масштаба, и эго тоже история, и было бы малодушно, недальновидно вычеркивать этих людей и их деяния из памяти. Надо помнить, чтобы не допустить повторения!

Я считаю, что эти памятники надо сохранить, но не на главных площадях, не на видных местах города или других населенных пунктов, которые должны быть идеологически нейтральными, т.е. одинаково для всех граждан свободны от всех символов тех или иных идеологий.

В эти бурные времена горисполкомам проявить бы мудрость, предвидеть бы и опередить разрушительный ход событий, нежелательно экзальтирующий и расчленяющий общество на противоборствующие группы.

Мне, например, кажется возможным такой вариант: подготовить в городском парке специальную площадку, аккуратно размонтировать и перевезти туда все (или только некоторые наиболее характерные, типичные образцы) памятники революционным и партийным деятелям и организовать под открытым небом музей «Краткой истории СССР в монументах», «Вожди-теоретики и практики коммунистической утопии» или как-нибудь иначе назвать...

На стендах дать емкую объективную информацию об их деятельности - производство скольких млн. тонн металла обеспечили они и сколько млн. людей уничтожили. И основной вопрос посетителям: можно ли умерщвлять или погубить в лагерях жизнь хоть одного человека ради скольких бы там ни было тонн чугуна, киловатт-часов энергии?

И когда наступит такое время, что больше половины посетителей станут отвечать отрицательно на этот вопрос, общество наше начнет выздоравливать и предлагаемый мной музей, возможно, сыграл бы в этом некоторую роль.

И - непременно охранять! Охранять памятники от попыток разрушения, пока не вырастет, не сформируется поколение, способное спокойно воспринимать, анализировать любые гримасы отечественной истории.

Если бы, например, медицина не копила и не хранила наряду с положительным и отрицательный свой опыт, она никогда не научилась бы лечить и простейшие болезни.

Нам необходимо хранить память об отрицательном опыте строительства общественной жизни человечества, чтобы больше никогда нас не могли завлечь на этот путь никакими посулами.

Итак, мое понимание проблемы с памятниками на данном этапе жизни страны сводится к следующему.

1) пейзажи страны и населенных пунктов должны быть деидеологизированы,

2) не уничтожать, не крушить демонстративно памятники, а тактично, не оскорбляя чувств «верующих», размонтировать их и на специальных площадках организовать музеи для пропаганды против тоталитарно-репрессивных форм государственных образований.

 

И еще. Думается, можно было бы поставить на этих новых площадках еще ряд пьедесталов...

Если бы живые еще, бывшие прежде у власти, «верные ленинцы, сталинцы, брежневцы» приходили туда и, взойдя на пьедесталы эти рассказывали честно о своих деяниях, демонстрируя на своем примере, во что может выродиться человек, осознанно, ради материального благополучия и карьеры или невольно, будучи сбитым с толку большевистской демагогией, ставший слугой антигуманной Догмы, то была бы от них, наконец, настоящая польза людям, и хоть так они отработали бы хотя бы частично незаслуженную персональную пенсию, получаемую на незаслуженном отдыхе.

Амин И. БАММАТУЛИ

Размещено на сайте 23.04.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

#1 Roman
I'm shocked that I found this info so esliay.

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru