Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 3, Апрель 1991 г.


Тенгиризм.
Религия, предшествовавшая исламу

Из всех древних доисламских религий и верований наибольший след в представлениях кумыков и генетически близкородственных им балкарцев, карачаевцев, а также ногайцев оставил культ абстрагированного космического божества Тенгири.

Представление о Тенгири, восходящее своими корнями к III в. до нашей эры, как о главном божестве, было характерно для всех тюрков евразийских степей, что дало повод французскому исследователю религий Жан-Полю Ру назвать его обобщающим термином «тенгризм», который в общем-то не расходится с его русским эквивалентом «тенгрианство». Они оба ныне в научной литературе широко используются.

Само понятие поддается смысловому переводу и имеет несколько близких значений. «Тенгири» (алтайск. «тенгри», «тенгери»; тюрк. «танри»; хакас. «тигир», «тер»; чуваш, «тура»: якут. «тангара»; балкаро-карачаев. «тейри» и кумык, «тенгири», «тенгир») означает: 1. небо, видимая часть мироздания; 2. бог, божество; 3. повелитель, господин, дух-хозяин (См. Древнетюркский словарь, Л., 1969, а также словари современных тюркских языков).

Но - действительная этимология слова еще во многом остается неразгаданной. Лингвист-лексиколог К. С. Кадыраджиев возводит этимологию слова «тенгри» к значению «род» (тег/тенг) - «дух-покровитель рода»  (тенгри) — «дух»-«божество».

О древности термина свидетельствует и то, что он встречается и в шумерском названии неба и верховного божества - «дингир» (М.М. Дьякова), засвидетельствован в китайской хронике «Хань шу» (I в. до н. э.) в качестве сюннуского названия неба - «тянрий» (Старостин).

Другой корень тенгери - ер/ери/эр означает во всех тюркских языках «муж, мужчина, человек, герой». В таком случае тенгри (тенгир) должно означать «солнце-человек», «небо-человек», т.е. то же, что бог.

Первоначально тенгрианство (или тенгризм) было не столько этнической религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и представлений и лишь впоследствии под воздействием религиозных доктрин оно оформляется в качестве религиозно-мифологической системы, религиозной концепции и практики. И, как справедливо полагает немецкий ученый Г. Дерфер, оно в своем развитии эволюционирует от тотемизма и шаманизма к тенгризму, т.е. достигает одной из высших стадий религиозно-мифологического развития монотеизма.

К VII-VIII в., к периоду арабо-хазарских войн и распространения ислама, тенгризм имел более чем тысячелетнюю историю и был важнейшим духовным явлением доисламского периода на Северном Кавказе.

Становление идеи Тенгри как единого божества соответствует периоду политической мощи раннефеодального тюркского государственного образования на Северном Кавказе - Хазарского каганата, когда назрела необходимость в надплеменном единстве, консолидации различных племен и народностей в едином государстве под властью одного кагана.

Что же он собой представлял? Какими атрибутами религиозно-мифологической системы он здесь располагал?

Надо сказать, что тенгризм располагал здесь всем комплексом религиозной атрибутики: иерархией богов; храмами (святилищами, капищами и. т.д.), иерархически ранжированными священнослужителями, проповедниками, наконец, письменно или устно закрепленным каноном.

В письменных источниках (Ф. Симокатта, Агафист, Прокопий из Кесарии, М. Каганкатваци, Ибн Хаукаль, Ибн Руста, Ибн Асир, Гардизи, Димашки и др.), а также в фольклоре северокавказских тюрков названы имена десятков тенгристических богов.

Все боги согласно небесной иерархии делятся на богов трех миров: верхнего, среднего и нижнего.

Как свидетельствуют источники, здесь в первую очередь почитался «бог Тенгрихан».

«Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю и называют его богом» (См. Ф. Симокатта. История. М., 1957, с. 161).

О том, что на высшей иерархии у хазар находился Бог Неба, и Солнце Тенгрихан, пишет и древнеалбанский историк Моисей Каганкатваци (IX в.).

Тенгрихана хазары наделяли эпитетами «громадный герой», «дикий исполин», «храбрый и исполинский Сландиат».

Бог Тенгри у хазар был очеловечен. В храмах имелись его скульптурные изображения, носились солнечные амулеты. Не случайно его они называли бог-хан, бог-господин.

Изображался он в виде бога-всадника. Его образ встречается в фольклоре кумыков.

Камиль АЛИЕВ,
канд. философ. наук

(Продолжение следует)

Размещено на сайте 10.04.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru