Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 3, Апрель 1991 г.


С Богом мы, иль без Бога?

 

Проповедь по телевидению

 

Первые попытки освоить этот непривычный (для населения, священнослужителей и для работников телевидения) жанр предприняты и у нас, на дагестанском телевидении.

Думаю, что со временем, сложится наиболее подходящая для наших условий форма этих передач, проповедники выработают свои индивидуальные стили выступлений, глубоко разработают темы близкие именно их сердцу, а сейчас мне хотелось бы поделиться первыми впечатлениями, некоторыми соображениями, навеянными просмотренными передачами.

Хотя я и не придерживаюсь каких-то строгих обрядов, ритуальной, религиозной упорядоченности в повседневной жизни своей, мне доступно глубокое, религиозное переживание, религиозное чувство, понимание, осознание присутствия Божьего Промысла во всем мироздании, обусловленность Им нашего предназначения в этом мире на самосовершенствование, важность упования на Божью помощь для достижения согласия с самим собой и с окружающим миром.

Надеюсь, если я, по незнанию, как-то неуклюже коснусь некоторые аспекты Ислама, меня корректно и доказательно поправят сведущие люди, но!, я имею право высказывать свое мнение о месте религии в общественной жизни.

Полагаю, что каноны одной из мировых религий - Ислама достаточно демократичны, терпимы и не запрещают дискуссии и, прошу, давайте общаться без злобы, потому, что...

В Коране есть указание даже самому Пророку - призывай ко Всевышнему мудростью, проповедью и если Тебе придется спорить, спорь только добрыми словами. (Интерпретация пожизненного муфтия Талгат Таджуддина, пред-ля Духовного управления мусульман Европ. части СССР и Сибири. «Наука и религия», 1991, № 1).

В начале ноября прошлого года по дагестанскому телевидению выступил на кумукском языке священнослужитель, фамилию которого, к сожалению, я не запомнил. Эта первая передача была посвящена общему ознакомлению с основами Ислама, с подходами к их пониманию, осмыслению.

В ходе интересной (хотя бы своей непривычностью) философской беседы о смысле и значении Ислама в жизни человека, выступающий, в качестве доказательств наличия в окружающем мире свидетельств Божьего Промысла привел ряд примеров, толкующих устройство материального мира, т.е. затронул предмет естественных наук.

Я профессионально занимаюсь естественно-природоведческими науками и хочу здесь высказать ряд критических замечаний. Современная наука достигла таких глубин в изучении сокровенных тайн материи-энергии, что уже «здравый смысл» материалиста-атеиста буксует, и ряд выдающихся теоретиков современности в своих концепциях мироздания оставляют место тому, что условно можно назвать некоей «Высшей предопределенностью». Время покажет, до каких пределов предначертано человеку погрузиться в тайну мироздания, за которыми начинается область Непознаваемого.

Но примеры, приведенные в телепередаче были из области повседневной жизни человека, и я считаю, что примеры эти были выбраны неудачно. Такая не логичная, предельно упрощенная попытка обосновать, доказать первую половину вечного вопроса «Бог есть, или Его нет?», не на пользу авторитета самого Ислама, распространению его среди желающих приобщиться к самому ценному в нем - Учению о Добре и Зле, о бессмертной душе Человека...

* * *

Я прошу уважаемого священнослужителя извинить и поправить меня, если я буду несколько неточен, приводя его аргументацию, но, в сути, надеюсь, не ошибусь.

Как доказательство божественного устройства мироздания был приведен пример из области космогонии.

 

Пример 1: «…если бы Солнце располагалось ближе к Земле, то Земля была бы сожжена в пепел, если бы расстояние между ними было больше, чем есть, то Земля была бы покрыта льдом. Кто же расположил Землю именно на таком, единственно благоприятном для Жизни расстоянии от Солнца? Аллах!».

Ислам - религия с многовековым, многорасовым, опытом, и он не призывает механически все принимать на веру, он допускает и учит в своих университетах не слепому, а активному восприятию учения Пророка, а раз так, значит, возможны сомнения, а где сомнения - там вопросы. И вопросы возникают:

- Зачем же Аллах создал остальные «бесполезные» планеты?

- Почему Аллах (Всевышний, Всемогущий) не смог или не захотел сотворить Жизнь на « холодных» планетах?

- Почему на «теплой» орбите Земли Он не создал еще несколько планет с Жизнью, было бы веселее крутиться в пустоте космоса в такой компании и т. д.

 

Пример 2: «...Аллах сделал так, что рука у человека сгибается в локте, иначе мы были бы вынуждены есть, например, как корова, ртом, наклоняя голову к еде...».

Это самый неудачный, с религиозной точки зрения, пример. Он подрезает под корень и Ислам и все другие монотеистические религии, так как косвенно подтверждает дарвинизм (атеистическое учение), доказывающий происхождение человека от обезьяны.

Ведь, у обезьян передние конечности устроены (Аллахом, конечно!) точно так, как руки человека. Так, зачем же Аллах и многочисленному по разновидности роду обезьян подарил «человеческие» руки? Получается, мы - «маймуны»?!

 

Пример 3: «..говорят, Аллаха нет, так как Его невозможно увидеть. А разве воздух виден? Нет, yо мы верим, что он есть. Так же и с Аллахом!».

И этот пример неудачен, так как воздух (газ) не только можно увидеть, мы все видим его повседневно, это - облака, туман, пар из чайника, т.е. газообразная форма воды.

Любой газ, входящий, в состав атмосферы (азот, кислород, углекислый газ, водород и т.д.) можно превратить в жидкость и в твердое состояние (а значит и увидеть) и их широко используют в промышленности. В лабораториях мира идут исследования по получению самого легкого «неуловимого» газа - водорода, в металлическом состоянии (газ-металл), это было бы идеальное топливо!

Воздух (газы) можно не только увидеть, но и пощупать! Я делал это в детстве еще, - может, и вы помните, как раньше продавали мороженное из ящиков-лотков, набитых брикетами «сухого льда»? А этот лед и есть «невидимый воздух» - замороженный углекислый газ.

О чем же говорит тот факт, что воздух, оказывается, можно и увидеть и потрогать? О том, что Аллаха нет? Ни в коем случае!!! Это говорит всего лишь о том, что примеры для иллюстрации темы проповеди выбраны неудачные, и эти примеры не могут однозначно свидетельствовать о наличии Бога.

Божий Замысел был и есть глубже, таинственнее, тоньше. Он не лежит на поверхности вещей и жизни, на него нельзя вот так, ткнуть пальцем и сказать - вот свидетельство Бога! Но Его можно познать и уверовать в Него после долгого учения, молитв и самоуглубленных размышлений.

Суть веры в Бога не в том, чтобы увидеть, пощупать что-то. Суть - в размышлении о Себе, о Совести, о Стыде, об Ответственности перед родными, себе подобными, перед Богом. Нужно учиться в молитвах прислушиваться к внутреннему миру своему, учиться самосозерцанию, искать путь к Богу, т.е. к самосовершенствованию. И тогда, мы однажды почувствуем чудесные переживания - и Бог есть в нас, и Бог есть над нами, и Религия нужна Человеку!

В раннем еще христианстве сказано - «Евангелие (Инжил) говорит не о том, как устроено небо, а о том, как взойти человеку на небо» (подчеркнуто нами Ред.). Думаю, в Коране также есть подобные идеи.

Меня волнует судьба, будущее Кумукского народа, - полагаю, что говорить от имени других народов не имею права.

Если непреложность Ислама и впредь будут аргументировать, иллюстрировать такими примерами, находящийся в полном противоречии со знаниями о природе, добытыми всем опытом человечества то такой упрощенный подход в пропаганде Ислама может со временем сформировать у Кумукского народа темный, забитый, «застойный», т.е. не развивающийся слой молодежи, особенно, в сельской местности, а в будущем, - и всего народа.

А разве мы хотим, чтобы наши дети были отсталыми, непросвещенными в вопросах природоведения, в научно-технических проблемах? Мы разве хотим быть оторванными от мировой цивилизации и превратиться в не развивающееся, самоизолирующееся общество, как в Иране, например?

Мы разве не хотим, чтобы наши дети, будучи воспитаны богобоязненными и нравственно чистыми людьми, в то же время получали бы лучшее образование в лучших университетах мира и прекрасно разбирались в сходстве и различиях строения передних (и задних тоже) конечностях человека, обезьяны и коровы, строили бы самые современные машины, летали бы в космос, опускались в глубины океана, создавали бы в дерзновенных, не скованных религиозными догмами, полетах мысли и воображения, захватывающие дух научные теории и проекты, художественные произведения? Почему нет?! Хотим!!!

Разве плохо если религия будет призывать кроме спасения души и к настоящему, глубокому изучению наук, не пытаясь самой их преподавать. Наук, знаний, которые облегчают, улучшают, делают более пристойной, не унизительно нищей жизнь человека на земле, пока Бог не призовет его к Себе?

Почему же не заставила подтянуться вас, уважаемые исламисты, оголтелая критика, осмеивание в течение 70 лет большевиками-атеистами вашей системы ценностей и доказательств? Почему возможно, чтобы в наши дни конца XX века, относительно молодой человек, который, видимо, учился исламу, на подобном примитивом уровне обращался к современному Кумукскому народу? Может, на других языках дело телевизионной проповеди идет не лучше, я не знаю.

Почему не осваивают, не берут в свой арсенал современные священники-мусульмане (как это делает, например, протестантизм) хотя бы основные концепции современной физики, теории эволюции, генетики, психологии, где, действительно, есть вопросы пока не объяснимые материалистически? Я не думаю, что Ислам запрещает настоящее, глубокое изучение естественных наук. Дело, видимо, в людях, в духовных иерархах, недопонимающих глубинного смысла для жизни завтрашнего общества, бурной    научно-технической революции, на глазах меняющей цивилизацию, не замечающих «мерседеса» Запада уносящегося вдаль с легким шорохом шин и мощным урчанием мотора, от поскрипывающей по пыльному проселку «арбы» Востока.

Вот такой пример. Канада, 1866 г., городок Рустико. На каком-то празднестве пастор (священник-протестант) Джордж Белкорт продемонстрировал сконструированный им первый паровой автомобиль в Канаде. Больше ста лет назад!

Разве мулла в дагестанском селе может изобрести и построить автомобиль или другую новаторскую научно-техническую разработку? Не сто лет назад, а сегодня? Ну, пусть, не в Дагестане, а арабские страны какие научные разработки подарили миру и человечеству в этом столетии? Не говорите мне о математике, астрономии в средневековье в странах ислама. Эти, уже порастерянные в веках, в войнах, в миграциях знания, были унаследованы ими из парадоксально высоко развитой в свое время и пришедшей затем в упадок, цивилизации Шумерии-Месопотамии (VII в. до н. э.). Так что, Ислам, родившийся в VI-VII вв. н. э., тут ни причем...

Так вот, я не знаю какими крупными теориями, технологиями обогатили страны ислама Человечество... Зато я знаю, что короли, эмиры, шейхи арабских стран, покровители и защитники исламских святынь, очень любят всякие чудеса науки и техники, изобретенные и построенные на проклинаемом ими Западе и в Японии (роскошные лимузины, апартаменты с кондиционерами, всякая видео-аудиоэлектроника, баснословно оборудованные «Боинги»...). Надо бы быть последовательным и не пользоваться открытиями и товарами «неверных», но – «хочется иметь»...

 

Я в данной статье не говорю, и не    осмеливаюсь    рассуждать    о тонкостях, нюансах собственно Ислама, как определенного учения с конкретной системой идей и законов, так как недостаточно компетентен в этом. Я говорю только о взаимоотношении гражданского общества и религии вообще.

Религии не надо пытаться объяснять устройство Природы, ее сфера - область Духа. Но она должна поощрять изучение естественно-научных дисциплин наряду с гуманитарными. Итак, на мой взгляд, надо, чтобы телевизионные проповеди ограничивались, сосредоточивались, в основном на:

1. обсуждении, осознании, проникновении в суть и принятии Веры в существование непостижимой человеческим разумом, безусловной, беспричинной, самодостаточной сути божественной силы - Аллаха, во власти которой находятся человеческий дух и судьба человеческая;

2. проповеди общечеловеческого комплекса нравственных принципов «моральный императив», моральном просвещении, воспитании через убеждение, через глубокомысленные, многозначительные беседы уважаемых, опытных священнослужителей;

3. поощрять изучение кроме теологических и других наук, особенно, естественных, - народ, общество, не имеющее в своем составе необходимое количество высоко-подготовленных специалистов, усиливающимся напором вала западной цивилизации, уже докатывающейся и до нас, будет оттеснен на обочину жизни.

 

У меня есть опасения, что теперь, когда стало возможным свободное развитие религиозной жизни в стране, как бы у нас в Дагестане, стараниями экстремистов и крайних националистов, использующих Ислам в своих целях, дело не пошло по пути пропаганды и насаждения догматической, фанатичной, предельно консервативной формы Ислама, покушающейся, претендующей на статус государственной религии, в то время как в странах, где родилась    эта религия, стараются развивать демократическую суть ее. Повод для таких размышлений есть.

В последнее время появились группы, организации, которые в виде некоего неприкасаемого прикрытия для своих неблаговидных целей, пытаются использовать идеи, лозунги Ислама, хотя, как я точно знаю, официальные иерархи дагестанского духовенства не имеют никакого отношения к этим группам.

Их последним изобретением (очень «тонким и мудрым», как им кажется) в попытке помешать народам Дагестана в восстановлении своих попранных царизмом и большевизмом суверенитетов, дарованных Богом, и поэтому никем не учреждаемых и никем не отнимаемых прав на свободу и независимость, является стремление связать, объединить идею «общедагестанского дома» с идеей «исламской республики».

 

Посмотрите, как они последовательно защищают «идеи Ислама». Летом 1990 г. они организовали в Махачкале на пл. Ленина   собрание в поддержку оккупированного Кувейта и с осуждением Саддама Хусейна, а зимой 1991 г. - уже в поддержку Ирака, С. Хусейна, осуждаемого почти всем населением планеты Земля, в том числе, и в первую очередь, самими арабами, которые воевали! против агрессора Саддама.

И это при том, что признанные, главные теологи исламского мира осудили Саддама за богохульное использование имени Аллаха и Ислама в своих преступных целях. С. Хусейн - это безумец, который впервые в истории начал геологическую войну против человечества (и, в первую очередь, против своих соотечественников и соплеменников!) - поджег нефтяные промыслы, хранилища. Это - планетарная катастрофа, минимум, на пять лет!

После окончания войны, главнокомандующий войсками антииракской коалиции генерал Н. Шварцкопф, на основании глубокого анализа гигантской разведывательной информации об иракском диктаторе, дал ему такую характерстику - «С. Хусейн не стратег и не тактик в военном отношении, не руководитель нации. Сами думайте, кто он такой...».

«Само существование президента Хусейна, является опасным и вредным для интересов исламского мира и мусульман», заявил недавно лидер Ирана аятолла Сейед Али Хаманеи («Известия», 1991, № 79).

Хусейн привел страну к хаосу, гражданской войне, к угрозе распада государства - больших несчастий в жизни нации не бывает.

А нашим «исламистам» (которые, видимо, считают себя «более святыми чем Папа Римский») все ни по чем. «Ну и что из того, что кувейтцы, иракцы сами проклинают Саддама? При чем тут они, арабы»?

Я даже подозреваю, что у местных «исламистов» позиции ведущих теологов арабского мира, да и сами многомиллионные арабы, вызывают досаду..., - мешают они, понимаете ли, проводить нашим «исламистам» доморощенную, провинциально понятую политику Ислама.

Экстремизм - позиция бывшего руководства шиитского Ирана, являющегося незначительной частью исламского мира, показал свою историческую бесперспективность. Основная же часть Ислама - суннизм, это демократическое учение.

Наших «исламистов» интересует вовсе не Ислам, их цель - собраться (именно на пл. Ленина!) и показаться - они есть! А поводы для сбора могут быть прямо противоречащие друг другу. Итак, исламские лозунги явно используются для прикрытия каких-то других целей. А каких, как вы думаете?

Вижу будущее таким, что удастся избежать насильственных попыток (от которых никому хорошо не будет) «дагестанизировать», «исламизировать» Кумукию. И она, Кумукия, оставаясь гражданской, демократической республикой, сохранит нормальные, взаимовыгодные экономические отношения с теми соседними народами, которые изберут ту или иную форму идеологического (коммунистического, исламского и т. д.) самоосознания, самоидентификации.

С глубоким почтением ко всем верующим, с пожеланиями благополучия

 

Амин И. БАММАТУЛИ.

Размещено на сайте 10.04.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru