Рашит Гарунов


Сумеем ли мы самоорганизоваться для определения национальных интересов?

Во время интервью с известными кумыками меня всегда отвлекал внутренний голос: «Ну, чего ты ждешь от этого человека? Что дают тебе эти разговоры?» Наконец я нашел ответ на этот мучительный вопрос. Я ищу, я жду ответа на вопрос: «Каким должен быть современный кумык? Каким целям он должен служить, чтоб сохранить достоинство и обеспечить будущее новым поколениям своего народа?» Вот так я нашел свою «актуальную тему». И в этом мне помог мой новый собеседник.

Амин Ибрагим Бамматули, представитель тухума, мягко говоря, вовсе не обласканного ни царским, ни большевистским режимами. Амин Ибрагимович – публицист, политолог, личность, известная в общественных и политических кругах Дагестана ещё с 1990-х годов. Он был активистом КНД «Тенглик» и других национальных объединений, принимал участие во многих мероприятиях по обновлению и демократизации дагестанского общества. В 1990-е годы работал директором дрожжевого завода, кандидат биологических наук (генетик). Он – сын талантливого кумыкского писателя и педагога, оригинальной личности Ибрагима Бамматули. Естественно, мой первый вопрос об отце.

* * *

Амин, ваш отец, Ибрагим Ханмав Бамматули, был известным писателем, ученым-педагогом, общественным деятелем. Какие уроки получили вы от его образа жизни, воспитательных приемов, литературной и научно-педагогической деятельности? Каким он вам запомнился?

Мой отец был человеком очень неординарным. Я постараюсь быть объективным. Он всегда видел, предвидел неизбежный следующий этап развития общества и старался говорить об этом и готовить свое окружение, своих читателей к приходу этого нового времени. Многие, даже друзья, не понимали и не принимали его принципы и ценности, считали его «чудаком, гордецом...». А он всего лишь высказывал вслух то, что предвидел, предощущал, и ждал, и хотел реализации того неизбежного «грядущего прекрасного»…

Отец был неординарен во всем – как гражданин, как литератор, как педагог. Сами названия его художественных книг говорят о том, что он был неравнодушным к состоянию общественных нравов, граждански активным человеком – «Это меня очень касается», «Пшеничного дождя твоему дому», «Дагестанский намус», «Где зарыта собака» и т.д.

Долгие годы, работая в сфере педагогической науки, он разработал совершенно оригинальную теорию «Система воспитывающего обучения в школе и вузе», которая только сегодня начинает находить понимание у практиков, столкнувшихся с огромной проблемой «выпадения» современной молодежи из-под воспитывающего авторитета родителей, учителей, руководства страны…

– Я, будучи студентом филфака ДГУ, испытывал на себе эту его систему обучения и воспитания. Занятия по дисциплине «Педагогика» он вел по своей методике и теории, пренебрегая учебниками. В отличие от руководства кафедры педагогики, студентам это нравилось.

– Да, он был принципиальным в отстаивании своих идей. Приведу ряд примеров, подтверждающих то, что он придавал большое значение проблеме воспитания молодежи, «нового всесторонне развитого человека». Он не считал пустой тратой время общения с детьми. Например, когда он учился в аспирантуре в Москве, приезжая на каникулы домой (тогда, до 1961 года мы жили в селе Нижний Казаныш), привозил нам детям, что-то совсем непривычное, но, с его точки зрения педагога, важное для нашего развития.

Один раз привез настоящий кожаный футбольный мяч, с камерой – такого мяча вообще не было тогда в селе! Организовал из соседской детворы две команды, соорудил вместе с нами «ворота», жерди, вкопанные в землю, объяснил основные правила, и мы самозабвенно пинали этот мяч, пока не появлялись мамаши и силком не утаскивали нас по домам, чтобы мы перекусили чего-нибудь.

В другой раз привез мне настоящие лыжи – совершенно неизвестная вещь в жизни сельской детворы. Все мои сверстники (а мы учились в 4-5 классах) отчаянно завидовали мне – я никому не давал встать на лыжи, сам катался! Но после того, как отец провел со мной соответствующую «педагогическую работу», пришлось нехотя и другим давать лыжи покататься. Эти лыжи я до сих пор храню в своем гараже.

Другие картины. Летом по вечерам наш двор, который весь, как шатер, был увит виноградом, превращался в «интеллектуальный клуб», где собирались друзья отца, учителя и не только, «особо приближенные» бывшие ученики отца. Весь вечер сопровождался поэзией, шутками, древними йырами, йырами Казака, спортом (метание камня, стрельба по пустым консервным банкам…). Это был какой-то взрыв свободомыслия в масштабах нашего села, наступивший после «хрущевской оттепели». И принес эту «свободу» в село мой отец, учившийся несколько ранее в Москве в аспирантуре.

Не зря Салав Алиев, один из близких друзей отца, говорил, что «…Ибрагим родился раньше своего времени…». Тут ясно, что хотел сказать Салав Магомедсалихович, а именно то, что мой отец со своими непоколебимыми нравственными принципами не вписывался в рамки существующей советской власти...

Особость ценностей, позиций отца в общественно-политических, литературных, научно-педагогических вопросах – это большой, отдельный разговор и здесь в формате интервью об этом не удастся поговорить в полном объеме. Я давно собираю материал и хочу написать книгу об отце – кем он для меня был, и продолжает оставаться. О своем эмоциональном отношении, духовной связи с ним я написал в стихотворении «Думая о тебе, отец мой…».

- Амин, вы и сами всегда были в гуще общественно-политических событий в Дагестане еще с конца 1980-х годов. В одно время даже издавали независимую национально-демократическую газету «Къумукъ иш». Как вы оцениваете процессы становления демократии в Дагестане и в стране в целом?

- «Къумукъ иш» мы издавали совместно с отцом. После 13-го номера мы прекратили его издание по экономическим причинам. Но это–отдельная тема.

Что касается процессов развития демократии в Дагестане, то они напрямую зависят от того, что происходит в стране, а конкретно, в Москве. А в стране эти процессы идут волнообразно – то ускоряя свой бег, то замедляясь, но никогда не останавливаясь. Пути назад, в прошлое нет… На моем сайте есть статья, которую я написал в марте 2010 года, «Как политически «ожить» посттоталитарным сообществам». В ней я развиваю ряд идей. Например, мысль о том, что в Дагестане из-за ее невообразимой этнической фрагментации не может родиться общедагестанское демократическое движение, настолько дееспособное и массовое, чтобы власть прислушалась к его требованиям. В Дагестане перемены возможны только, как «отзвук» к переменам в Москве.

В статье утверждается, что общественно-политическая активность в любом сообществе идет волнообразно – то спад, то подъем. Поэтому «…необходимо быть постоянно готовым к возможному неожиданному приходу «обновленческой волны» извне!». А когда она, эта «волна» придет? В любое время, совершенно неожиданно… Может быть «завтра» с утренними теленовостями, а может «сегодня» вечером…».

И вот смотрите, что происходит сегодня. После массовых выступлений весной-летом этого года в Москве, организованных оппозицией, и продолжающихся по сей день в разных формах массовых выступлений, такая солидная исследовательская организация как «Центр стратегических разработок» 24 октября публикует специальный доклад. Надо сказать, что эта организация именно тот институт, который под руководством Г.Грефа в первый период президентства В.Путина подготовил для него программу экономических реформ в РФ, а затем он был назначен руководителем министерства экономики развития РФ.

В докладе дана следующая оценка состоянию российского общества: падение цен на энергоносители на мировом рынке, инфляция (в три раза выше, чем в Европе!), удорожание жизни привели к тому, что население в большинстве своем находится в состоянии депрессии, апатии. Не ходит на выборы, не верит, что существующие государственные структуры могут выдвинуть лидеров, способных решать проблемы, которые действительно волнуют простых граждан. И в этих условиях, когда с одной стороны, потеряно доверие к лидерам страны первого уровня, когда с каждым днем падает авторитет «Единой России», а с другой стороны–исчерпана «повестка уличных протестов», по мнению составителей доклада, всеобщие ожидания резких изменений «всего и вся», может вылиться в спонтанную революцию (!) в среде населения!

Так что, демократия это не самоцель, а требование самой жизни. Перемены идут безостановочно, иногда в незаметном режиме, но идут, и в какой-то момент происходит скачок «количество – качество». У меня такое ощущение, что в Москве накапливается некое общественно-политическое напряжение и возможен внезапный выброс энергии, который ускоренно переведет ситуацию в стране из состояния застывшего «режима Путина» в более совершенное демократическое сообщество. И тогда волны от очередного всплеска демократизации побегут по всей стране.

Весь вопрос в том, есть ли в Дагестане новые демократические силы, которые способны подхватить эту очередную возможность и обратить эту обновленческую энергию на пользу всему Дагестану или эта энергия опять упадет в руки бюрократии, чиновничества, и они используют ее в своих клановых интересах.

– Амин, многие, как и вы озабочены тем, как использовать эту «обновленческую энергию» для пользы кумыкскому народу. В свете этого долгое время шли разговоры о необходимости основания газеты на русском языке, отражающей интересы кумыкского народа в Дагестане. Год назад появилась такая газета– «Майдан». Вы были её активным автором. Что стало с этим изданием?

– В какой-то момент уважаемый мной литератор, журналист Багаудин Узунаев сказал мне, что есть возможность начать издавать новую газету, что мы сможем свободно развивать ее, как посчитаем нужным, и пригласил меня участвовать в этом проекте. После выяснения «чистоты» источников финансирования, я согласился.

Дело пошло, газета вызвала некий начальный интерес у нашей, так сказать, «фокус группы», на которую мы ориентировались, было выпущено семь номеров, газета была замечена, особенно в районах, селениях стали интересоваться – когда следующий номер…

Однако эта деятельность наша опять же кому-то не понравилась. Некий «доброжелатель» пошел к спонсору газеты и сказал: «Багаудин и Амин помещают в газете экстремистские материалы…». Багаудин, редактор, попробовал объяснить спонсору, что такая оценка газеты неверна, что у него есть план, а именно – сначала превратить газету в «читаемое массами издание», а только потом «нагружать» ее «нужными» материалами… Это не сработало и мы с Багаудином прекратили все связи с этой газетой в октябре 2011 года.

– А ещё раньше в Амирхангенте на склоне Тарки-тау с вашей подачи было принято решение о созыве очередного съезда кумыкского народа. Как обстоит дело сегодня с подготовкой к Съезду?

– История этого вопроса вкратце такова. В начале прошлого года ряд товарищей из общественной организации «Сплоченность» предложил мне принять участие в организации и подготовке материалов национального праздника, посвященного проблемам кумыкского языка, который был запланирован на весну 2011 года. В ходе подготовки, при встречах с людьми, беседы проходили по такой схеме: десять процентов времени - для получения ими технической информации о подготовке к Празднику, а остальное время уходило на сплошные жалобы на «несправедливости жизни», на беспредел в структурах администраций, кадровые притеснения кумыков во всех государственных организациях, прямые преступления в земельных вопросах во всех районах, тяжелое экономическое положение везде и у всех – взрослые не могут содержать семьи на приличном уровне, молодые не могут найти работу и т.д. и т.п.

Мне стало ясно, что это будет абсурдно и непонятно – созвать тысячи людей со всех кумыкских районов, выслушать их выступления о том, что положение дел с преподаванием родного языка в школах обстоит из рук вон плохо, посмотреть в конце концертную программу и сказать тысячам людей, приехавшим издалека: «Спасибо, что приехали, теперь отправляйтесь домой…». Люди все равно стали бы говорить с трибуны не только и не столько о родном языке, а о насущных жизненно важных проблемах.

Поэтому я предложил Оргкомитету включить в программу Праздника пункт о необходимости созыва очередного общенационального кумыкского съезда, где и нужно обсуждать такие важные общественно-политические, экономические и культурные общенациональные вопросы, касающиеся жизненных интересов всего нашего народа.

15 мая 2011 года в конце официальной части Праздника после многих горячих выступлений, в которых действительно в основном говорилось о болезненных, тяжелых проблемах повседневной жизни нашего народа, предложение о созыве съезда осенью 2011 года было поставлено на голосование и получило поддержку подавляющего большинства.

Мы, Оргкомитет, объехали все кумыкские районы, встретились с местными активистами, представителями администраций и к сентябрю фактически приступили к подготовке материалов съезда.

Однако еще в самом начале работы я с удивлением обнаружил, что Оргкомитет по составу представляет собой смесь совершенно несовместимых ни по взглядам, ни по интересам, ни по уровню образования, развития, мировоззрения, ни по приверженности соблюдению нравственных категорий, персон.

Вскоре обнаружилось, что не только, так сказать, во внешней среде, но и внутри самого Оргкомитета имеются люди, не желающие, чтобы этот съезд состоялся и всячески мешавшие, саботировавшие работу по его подготовке.

Эти силы повели подрывную работу из двух сторон: извне – члены Оргкомитета с мест не предоставили своевременно утвержденные списки делегатов на Съезд, хотя и должны были и неоднократно обещали сделать это. Изнутри – под надуманным предлогом довели ситуацию внутри Оргкомитета до того, что я, председатель Оргкомитета, решил, что я не должен больше сотрудничать с людьми подобной категории, сложил с себя эти обязанности и вышел из состава Оргкомитета.

– Теперь вопрос о другом съезде. 27 сентября состоялся первый съезд политической партии «Гражданская платформа». Председатель партии Прохоров М.Д. в своем выступлении в качестве одной из программных целей новой партии провозгласил необходимость реорганизации административно-территориального устройства Российской Федерации по принципу экономической целесообразности. Что бы это, по-вашему, значило?

– Ведь любому политически грамотному человеку понятно, не может вдруг «кто попало» заявлять о целях, предусматривающих конституционные изменения. Это решение-задание несомненно принято на самом высоком уровне, в Кремле, а Прохорову поручено озвучить это, чтобы отследить реакцию общества.

Что это означает? Это может означать и «хорошее» и «плохое» для кумыкского народа. Все зависит от того, сумеем ли мы мобилизоваться, самоорганизоваться и твердо сформулировать перед Центром наши важнейшие национальные интересы, которые обязательно должны быть учтены Центром при любых реорганизациях!

Но, чтобы вести такой серьезный разговор с Центром нужен вполне легитимный политический орган, сформированный самим народом, и имеющий право представлять национальные интересы своего народа перед любым правовым субъектом. А ЕГО У НАС НЕТ!!!

Я в последние годы несколько раз пытался с разных сторон подойти к этой проблеме, мобилизовать некую группу людей, чтобы организовать работу по подготовке созыва полномочного съезда нашего народа, чтобы там сформировать легитимный представительный орган для защиты наших национальных интересов. Некие заинтересованные силы всякий раз срывают эти усилия.

В обществе, особенно, среди молодежи, зреет мнение, что нынешняя кумыкская элита паразитирует на кумыкских проблемах, спекулируя национальными интересами. И вы в своей последней статье «О кумукской государственности» подняли непривычную тему– «младокумуки»… В чём актуальность данной темы?

– В повседневной жизни нашего народа не видно активной деятельности нашей именно молодежи в решении общественно-политических, экономических, культурных проблем кумыкского народа.

Очень важно понимание необходимости неразрывной преемственности между поколениями, понимание «обреченности» активной части народа безвозмездно «вечно служить» национальным интересам своего народа….

Такой слой молодежи в необходимом масштабе само собой не появится, его нужно пестовать, формировать, воспитывать…

У нашего народа в настоящее время нет таких общественных институтов, которые бы системно, на постоянной основе занимались бы этой многосложной, кропотливой, долговременной работой…

А что касается статьи, то она была вызвана желанием хоть как-то отметить, подбодрить, поддержать молодых ученых-историков из краеведческого общества «Анжи-Кала», в связи с публикацией ими своей очередной важной работы «Битвы наших отцов» (Махачкала, 2012).

Каковы, на ваш взгляд, общественно-политическое положение кумыкского народа в современном мире и перспективы его развития в будущем?

– Положение весьма тяжелое. Будущее неопределенно, народ пассивен, кумыки–депутаты, чиновники, которые занимают свои должности по формальному признаку–«представитель кумыкского народа», не несут никакой ответственности перед своим народом. Федеральный центр не занимается проблемами коренных народов Северного Кавказа, региональные и местные коррумпированные власти, пользуясь этим, творят настоящую криминальную вакханалию с историческими землями кумыкского народа.

Фактически нам нужно ответить на один вопрос: «Что нам, кумыкскому народу, нужно делать, к чему стремиться, по какому пути, к какой цели идти?!». Что нужно делать в современном мире, чтобы, сохраняя и развивая во всей полноте все уважение к многовековому взаимовыгодному соседству и сотрудничеству с другими дагестанскими народами, используя правовые, политические, административные методы, методы народной дипломатии, приступить к тяжелой работе постепенного восстановления (!) суверенитета кумыкского народа на своей исторической территории.

У истинного кумыка нет альтернативы такому пониманию единственной важности для жизненных интересов нашего народа в будущем, именно такой постановке вопроса о национальных целях кумыкского народа!


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 23 ноября 2012 г.

Размещено на сайте 23.11.2012

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

#1 Акай Магьаммат
Амин, как всегда, мыслит системно и трезво. Жаль, что идея со съездом в прошлом году заглохла и не увенчалась успехом. К сожалению, у кумыкского национального движения в Дагестане много противников, явных и скрытых. Наиболее опасными из них являются псевдокумыки или кумыки по рождению - манкурты по жизни. И жаль, что Амин со свойтвенной ему прямотой не называет этих людей поименно. Значит, общество, то есть мы, будем оставаться в неведении относительно этих людей с лицемерной сущностью, по сути предателей нации. Несмотря на все трудности, крайне важную работу по формированию легитимных представительного и исполнительного органов Кумыкии надо продолжать. Конечно, не с теми малодушными лицемерами, а с другими единомышленниками. Но мы должны двигать Кумыкское Дело не "благодаря", а "вопреки". И только в этом случае станем силой, которую будут уважать и считаться.

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru