Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


О статье "Арсланали-устаз"

Мой Отец, Ибрагьим Ханмав Бамматули, в газете «Къумукъ Иш» (1991, №4) в статье «АРСЛАНАЛИ-УСТАЗ» описал свои детские впечатления о том, как большевистская власть уничтожала просвещенное сословие ученых-арабистов, в его родном селе Тёбен-Къазаныш.

Он, ребёнок, стал свидетелем большевистской практики, т.е. того, как именно «новая власть» разрушала и уничтожала «старую власть», т.е. вела народы, по их уверениям, к «счастливой жизни», к, обещанному их партией ВКП (б), «коммунистическому раю».

Мой Отец стал свидетелем этой коренной, насильственной ломки тысячелетнего уклада жизни Кумукского народа, Къазаныш-жамията, еще в раннем возрасте, и это его потрясло и запоминалось на всю жизнь.

Он пишет: «…поверьте, вот мои тогдашние мысли – даст Бог, этот пыльный туман рассеется, но скоро ли здесь возродиться прежняя жизнь…»

Но он, ребенок, конечно, не мог, ни представить, ни предвидеть, что через какие-то 5-7 лет этот «большевистский Всеразрушитель» доберется и до его семьи, до его любимого, обожаемого Отца, который, оказывается, в глазах большевиков был «кулак, контрреволюционный элемент, антисоветский, антиколхозный агитатор». Гьей, Тенгир-Аллагь, что происходит, что все это значит??!!!

Надо сказать, что Тёбен-Къазаныш до 1917 года был одним из главных центров мусульманского образования в Дагестане. В это время здесь жили, занимались науками, писали, издавали книги, обучали многих учеников в своих частных школах-мадраса, высокообразованные, по тем временам и по критериям Ислама, десятки ученых-арабистов, почему Тёбен-Къазаныш и называли «Къадилени юрту», т.е. «село кадиев».

Большевиками расстреляны около 20-ти къади только из Къазаныш (есть поименный список!).

В статье «Арсланали-Устаз» мой Отец, вспоминая те времена, описал сцену разрушения и разграбления дома, библиотеки, сада одного из видных къазанышских ученых-арабистов Арсланали-Устаза. Я полагаю, что это произошло в начале 1930-х годов.

* * *

Вот короткий вариант этой статьи в моем переводе на русский язык

«Тёбен Къазаныш. Арсланали-Устаз. Слово уста в тюркских языках означает – мастер, а устаз - мастер слова, научных, религиозных знаний.

Таким образом, речь идет о высшей ступени человеческих талантов, а именно – об интеллектуально-духовной сфере знаний, обладателя каковых называют не просто Уста, а особенным, специальным термином –Устаз.

Дом Арсланали-Устаза стоял в восточной стороне села, возле небольшого, живописного водопада и примыкал к огромному, роскошному фруктовому саду, который был заложен и выращен самим Арсланали.

В доме были оборудованы специальные комнаты – школа-мадраса - для занятий учеников Арсланали-Устаз.

В научно конкурирующие и дружественно общающиеся мадраса Абусупуян-Устаза и Арсланали-Устаза стремились тогда попасть на учебу активная молодежь не только Къазаныша и Темирхан-Шуринского округа, но и выходцы из регионов Яхсай, Карабудахкент, Каякент…

Итак, в один из дней, я, 4-5 летний мальчик, с гурьбой своих друзей оказываюсь в этом дворе. Ведь, это по соседству – я живу на «межит-очар», а дело происходит в другом конце нашего переулка – на выходе к, скалистому взгорью на окраине села, так называемому, «Лайла-тёбе».

Во дворе Арсланали-Устаза, где всегда царила благоговейная перед священным «местом учебы» тишина, раздаются кощунственные, дерзкие крики и громкие возгласы, тут кипит некое стихийное оживление.

И что же? Оказывается здесь, в «доме знаний», идет самозабвенный грабеж!

Ломами, кирками крушат дом, пристройки и на арбах увозят все добро Арсланали-Устаза кто - куда…. И самое главное! Где теперь его уникальная библиотека?!

Оказывается, все имущество Арсланали-Устаза, весь сам дом (кирпич, лес, двери-окна, камень фундамента…) новыми властями за бросовые цены продан ими же созданному «сельскому советскому активу».

Иначе говоря, по Къазанышу нагло и бравурно марширует «культурная революция», большевики делают «свое большевистское дело».

А где же сам Арсланали-Устаз, спросит внимательный читатель.

Как - где? Там же, где и другие жертвы ядовитых, завистливых доносов сталинских активистов, уже заботливо взращенных к этому времени в каждом селе большевиками, и результат есть – Арсланали-Устаз уже в «Сибири»!

Сельские сталинские «активисты-бедняки» уже достигли своих, подло взбудораженных большевиками целей – «отнять и поделить!».

Они завистливо отомстили своим более состоятельным, более сметливым, успешным соседям, - дали нужные большевикам доносы на своих соседей – что у соседа и дом большой, овец куда больше, а куры пожирней….

Вот именно на этих греховных чувствах, инстинктах и прежде паразитировали, и по сей день строят свою подлую «интернационалистскую» идеологию «активисты идеологии большевиков».

Черт его знает, что означало географическое понятие «сибирь» в представлении «товарищей Сталина и Берия».

Ведь они, вроде, сослали именно «в сибирь» и къазанышского и сотни, тысячи других блестящих представителей других народов, но почему-то, например, Абусупужан-Устаз Акаев, сосланный, будто бы, в «сибирь», оказался в Котласе, в Архангельской области, где и скончался в муках полярной каторги. А теперь, «чекисты-дзержинцы» заявляют, – а мы не говорили, что наши лагеря это – курорты.

 

Продолжая рассказ об Арсланали-Устаз, скажем, что через некоторое время ему удается после ссылки каким-то образом, тайно вернуться с мест поселения, поближе к родине и устроиться в Грозном сторожем на железной дороге.

Эту благородную и просто по-человечески обязательную помощь ему оказал обычный «къазаныш улан» Ахматов, работавший в это время в Грозном железнодорожным техником.

Но самый гениальный сценарист, Жизнь, устраивает дела, так, что именно в это время в Грозный на учебу в «Коммунистическую Академию» присылается другой паренек из Тёбен-Къазаныша – вчерашний овцепас Атаев, который неожиданно встречается в определенных обстоятельствах с Арсланали-Устазом.

Атаев же и является, как раз одним из тех, кто писал доносы в свое время на Арсланали-Устаза и на других и «устазов» и «не устазов», не важно кто, важно то, что по мнению «бедняков», вот они и являются теми, кто «пил и пьет кровь народа»…

«Как он оказался в этих краях, здесь, почти рядом с Къазаныш?!» - вспыхивает греховным негодованием «классовое сознание» Атаева.

На следующий день железнодорожную сторожевую будку занял другой человек». (Конец статьи).

* * *

Арсланали-Устаз является такой же жертвой сталинского режима, в числе многих других благородных героев-патриотов, которые пытались в период государственного террора сохранить хотя бы свою личную честь, хотя бы сохранить жизнь членов своей семьи, если уж невозможно законно бороться за высшие демократические и патриотические идеалы.

Однако, и это наша, именно НАША БАММАТУЛИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ!!! - они не являлись «безвинными», жалкими и беспомощными жертвами сталинского произвола, как это примитивно пытаются трактовать сегодня некоторые поверхностные описатели истории тех дней.

Они, благородные герои-патриоты Дагестана, «виноваты», и это высочайшая честь им!

«Виноваты» перед сталинским режимом тем, что истово желали и старались уничтожить этот преступный антинародный режим!

Все мировоззрение, «намус предков», мораль дагестанских патриотов, национал-демократов с негодованием отвергало большевистскую идеологию вообще, и практику сталинского режима в частности.

Это были две непримиримые, антагонистические позиции!

Да, тогда, в 1917 году, победила неправедная позиция, но в 1991 году справедливость была восстановлена - была ликвидирована монополия на власть партии большевиков. Уверен, теперь - навсегда!

октябрь, 2008 г.

Размещено на сайте 09.05.2010

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

#1 Кадиев С.К.
Прекрасно! Надо по чаще писать такие статьи о жертвах полит. террора 30-х годов,у меня есть немного материала по репрессированным из Казанища, можно было бы их опубликовать на вашем сайте. Даже за 20 лет перестройки, в наших газетах всё пишут о славных револ-рах, о предс. колхозов, о всяких йырчи казаках,о сыновьях тех, чьи отцы кувалдами ломали надгробья элиты казанищенского джамаата, видать, это в генах у таких авторов,у них свои кумиры, и они ишут, где найти место, что бы воздвигнуть очередной памятник своему идолу!

#2 Кадиев С.К.
У Арсланали-Устаза, женой была дочь крупного помещика барановода Тонаева Патали(1844-1889), её брат Тонаев Ибрагим, был расстрелен в 1937 году тройкой НКВД,женой у Ибрагима была сестра Абдул-Басир-хаджи Мустафаева, в 1919 году назначенного Шейх-уль-исламом Дагестана, приказом правителя М.Халилова, другая её сестра была женой Бексултана Апашева, старшего брата комменданта Шуры Данияла Апашева. Сам Абдул-Басир скрывался от чекистов, до 30-х годов, умер в Туршунае, за пару часов до ареста, там же покоится его прах.Данияла расстреляли в 1920-м, Бексултана в 1932-м.

#3 Кадиев С.К.
По рассказам старожилов Казанище, когда в селе была засуха, долго не было дождя, сельчане пошли на ближнию гору, для коллективного намаза, просить Всевышнего, туда же заторопился и Арсланали-Устаз, незамужняя дочь его, как бы в шутку сказала отцу,-"неужели вы не знаете, что дождя не будет, пока я не умру!" Устаз, упрекнув за эти слова дочь, пошёл с сельчанами. Через три дня она умерла, через день, после похорон, в Казанище начались небывалые ливневые дожди. Её объявили "Вали-кыз", и многие до сих пор, ходят на её могилу, читают "дуа" и просят Всевышнего!

#4 сурхаев шиха
сала алейкум где похоронен вали къыз чтоб пойти зиярат

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru