Нельзя замалчивать общественно значимые идеи
Мерцание Прошлого, Зарево Современности и Сияние Будущего. Часть
Политологическое эссе
За последние двадцать лет после распада СССР произошли столь разительные перемены в жизни народов, населяющих территорию бывшего СССР, что мы еще не до конца понимаем и осмысливаем, что пережили эти народы в период царизма и большевизма, какие теперь перед ними открываются перспективы, в полной мере и глубоко недопонимаем, что отныне каждому народу придется самому решать, как в дальнейшем строить свою национальную жизнь и на каких общественно-политических путях искать свое счастье.
* * *
Я исхожу из представления, что нельзя замалчивать общественно значимые идеи, соображения о том, как мы живем и каких перемен мы ждем.
РАЗНООБРАЗИЕ общественно значимых идей, суждений, оценок состояния существования общества, нации, народа, населения не могут быть вечно под запретом, держаться в тайне, быть «вечно» скрываемыми из-за угрозы репрессий и гонений.
Публичность РАЗНООБРАЗИЯ Идей и Суждений - это залог нормального, прогрессивного развития любого сообщества.
Это Разнообразие должно иметь не преследуемую Государством возможность свободно публично высказывать свое видение, оценки существующего положения вещей в Обществе и свою Программу решения этих проблем.
В данной работе Автор хотел зафиксировать ряд очередных щелчков, тиканий «часов истории», «шагов эволюции» политического процесса самоосмысления и самоорганизаиии Кумукского народа, осветить со своей точки зрения некоторые события в общественно-политической жизни нашего народа, которые имели место быть в период 2009-10 годов.
Эти события свидетельствуют о проявлении неких качественно новых изменений как в формах, так и в методах ведения и развития национальной политики в среде Кумукского народа.
Как видится Автору, эти изменения идут в русле основного глобализационного тренда современности, а именно - формирования всеобщей глобальной экономики, и при этом - тенденция все более жесткой защиты мировым гражданским сообществом наииональио-этнической идентичности каждого народа, в том числе и самых малочисленных.
Глубинные, имманентные этнические, и именно поэтому неуничтожимые импульсы по самосохранению идентичности Кумукского народа никто и ничто не сможет остановить!
Все целенаправленные убийства Кумуков-игитов (Тотурбий, Басир...), унижение немотивированной отставкой и третирование до смерти, самого выдающегося после Дж. Коркмасова, Премьер-министра Дагестана А. Мирзабекова, а теперь - убийства и Алимсолтана Алхаматова, такая закономерность в «таинственных, не раскрываемых» убийствах именно таких персон, которые были на стадии становления почти легитимными «Общенациональными Лидерами» Кумукского народа, все это не случайные события...
Весь этот вой и визг, как внутренних, так и внешних антикумукских сил, все это от бессилия остановить неизбежный процесс восстановления Кумукским народом (а не приобретения!) всего объема прав и полномочий на всей своей былой исторической этнотерритории!
Автор фиксирует и констатирует новый этап в процессах этнического Самолечения и Восстановления полной собственной историко-этнической и политической идентичности Кумукского народа на своей исторической этнотерритории, в результате самоосознания-осмысления пройденного пути в процессах Национального самоопределения, анализа достижений, ошибок и формулирования следующих Целей Национального саморазвития.
Кумукскому народу, его представителям предстоит достичь в своем развитии в будущем уровня обеспечивающего, создание и становление новой этнической политической элиты, не испорченной уже более большевистской могильной идеологией «интернационализма» и советской рабской привычкой служения «важным персонам» - представителям других народов.
Изучая и обучаясь доблестям наших предков, восхищаясь «Сиянием Прошлого», мы должны научиться своевременно выдвигать политически грамотные и адекватные вызовам жизни решения, помнить и с твердой волей заниматься решением труднейших современных национальных проблем, тлеющих, а то и полыхающих в тревожных отблесках «Зарева Современности».
* * *
Начну свое эссе с анализа двух событий, имевших важное место в культурной и общественно-политической жизни Кумукского народа.
В начале июня 2009 года в Республиканской библиотеке состоялась презентация новой книги - «Кумыкский Энциклопедический Словарь», подготовленной и изданной организацией «Кумыкское Научно-Культурное Общество».
А несколько позже (26 августа) там же состоялась научно-практическая конференция, организованная Союзом Сельских Общественных Советов «Сплоченность» по обсуждению темы «Состояние и перспективы землепользования в РД в условиях местного самоуправления».
1. «Кумыкский Энциклопедический Словарь»
Появление в свет первой полноценной энциклопедической книги «Кумыкский Энциклопедический Словарь» (КЭС) - это закономерный этапный результат уже многолетней работы «Кумыкского Научно-Культурного Общества» (КНКО). Главный редактор и руководитель авторской группы - Камил Алиев.
КНКО, целеустремленно накапливая и научно описывая разные пласты культурного наследия Кумукского народа, с 1999 года периодически выпускает свои бюллетени, очень насыщенные историко-культурно-политологическими материалами об историческом и современном бытовании Кумукского народа.
Что же это за тип издания «энциклопедия»! На мой взгляд, энциклопедия - это наиболее полный на момент написания данного произведения круг, свод знаний в определенных областях, известный в этот период научной элите данного общества.
Есть разные формы энциклопедий: попытки охватить «все и вся» - универсальные энциклопедии, или имеющие целью освещение знаний в определенной области - отраслевые, специализированные энциклопедии.
Рассматриваемая нами работа, скорее, относится к первой категории, но мы, конечно, должны помнить и признавать, что все «первое» не может быть «полным и всеобъемлющим», и у каждого стоящего начинания должно быть убедительное продолжение.
С одной стороны, энциклопедия, разумеется, должна представлять из себя предельно объективное, научное описание известного свода сведений по различным сферам знаний, чему авторитетное начало положили авторы первой (!) энциклопедии - французы Дидро и Д'Аламбер.
Но в то же время энциклопедия характеризует разные этапы самосознания определенными нациями пройденного этим народом исторического пути в своем развитии.
Например, для европейских «старых-современных» наций их историко-культурные Энциклопедии являли собой усталый и пресыщенный взгляд на «уходящую натуру».
С одной стороны, прощальное «прости» вослед в собственное былое роскошное, но уже более никогда невозвратимое, «блестящее и гордое» Прошлое.
Но, с другой стороны, это - полное разочарование в текущем бледном, «позорном» Настоящем, и поэтому - ожидание некоего смутного нового «золотого века», расцвета своей Нации и всего Человечества, т.е. перехода от нетерпимого уже более периода обрушения ценностей «феодального» этапа развития страны в новый, «буржуазный» («Равенство, Братство и Свобода!») этап развития Европы.
А для «молодых наций» энциклопедия - это восхищенный, восторженный взгляд «назад, в свое Прошлое, в период Великих деяний своих Предков - Что и Как было прежде?», и в то же время, это - трамплин, первый шаг во вступление в новый этап Развития и Самосознания Молодой Нацией себя как равного члена мирового сообщества народов...
Такой взгляд в собственное Прошлое им необходим для получения вдохновения и воспоминания о собственном историческом опыте в период начала возрождения после долгого периода исторического прозябания и упадка в период «этнического младенчества» или в период перехода из «этнического отрочества» в пору национальной «государственной зрелости и возмужалости».
Энциклопедия - это « кладезь этнической памяти» о былых свершениях доблестных «ата-баба» (предки).
Но это и «поисковая система», это - «руководство», это то, что должно являться «путеводителем» по истории памяти родного Народа для молодых поколений, которые захотят узнать свое Прошлое и создать из этого Опору для прыжка в историческое Будущее!..
Итак, порождение-выброс в свет Народом своей Энциклопедии - это для одних народов, некая «усталость» от бесконечного потока трудноразрешимых, в рамках существующей нормы государственности, проблем и поиск утешения в ареоле «блеска» достижений Прошлого, а для других - и обретение уверенности, опоры в собственном историческом наследии, это - зрелость Нации!
Для нашего народа, это - завершение определенного этапа в развитии Кумукского Народа, это - платформа-трамплин, дающий импульс для следующего шага - жизнеутверждающего клёкота и взлета в поднебесье Вечной Жизни, в Вечное Синее Небо нашего Тенгира!
* * *
Когда я просматривал КЭС, то я невольно вспомнил о книгах из библиотеки моего Отца - «Чечеклер» (Цветы, букет цветов) и «Къумукъланы йыр хазнасы» (Сокровищница кумукских песен), из которых я в детстве строил всякие «домики-замки», когда мы жили в селе Къазаныш.
Я недавно пересмотрел эти книги, и у меня возникло такое ощущение - как такое могло быть, как большевистские власти допустили опубликование этих книг, которые прямо свидетельствуют о вековечной исторической неизбывности Кумукского государства, и что народ с таким культурным наследием, историко-политическим прошлым никогда не смирится с положением раба в тоталитарном государстве?!
Давно пора переиздать эти книги, и они должны быть в каждой кумукской семье...
Так вот, эти книги возникли в моей памяти неслучайно. Думаю, что КЭС, по аналогии с вышеназванными книгами, следует назвать «Къумукъланы Эс-Тарих Хазнасы».
Таким образом, начата публикация первых вариантов и дана жизнь Главной и Вечной Книге всякой развитой Нации - Энциклопедии! Издан первый вариант «Книги обшекумукской Памяти»...
Активный культурный слой Кумукского народа смог создать такую Книгу, которая свидетельствует неопровержимыми архивными, научно-литературными данными о прямой семейно-родовой, этнической и культурной преемственности древнего прошлого и настоящего Кумукского Народа и которая обозначает переход Кумукского Народа из статуса генетически однородной и одноязычной «массы-населения» в статус исторически культурно единой Нации!
Поэтому «Кумыкский Энциклопедический Словарь» надо разместить в Интернете, чтобы все кумуки - в Дагестане, по России и во всем мире имели возможность приобщиться к историческому наследию своего народа...
«КЭС» - должна стать, и со временем, несомненно, станет средоточием всех доступных науке на текущий период времени знаний о сколько-нибудь значимой исторической информации о нашем Народе и о сколько-нибудь заметных персонах из среды Кумукского Народа...
(Продолжение следует)
Амин Ибрагьим БАММАТУЛИ
январь 2011 г.
Размещено на сайте 03.02.2011