Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


Нельзя замалчивать общественно значимые идеи

Мерцание Прошлого, Зарево Современности и Сияние Будущего. Часть
Политологическое эссе

 

За последние двадцать лет после распада СССР произошли столь разительные перемены в жизни народов, населяющих территорию бывшего СССР, что мы еще не до конца понимаем и осмысливаем, что пережили эти народы в период царизма и большевизма, какие теперь перед ними открываются перспективы, в полной мере и глубоко недопонимаем, что отныне каждому народу придется самому решать, как в дальнейшем строить свою национальную жизнь и на каких общественно-политических путях искать свое счастье.

* * *

Я исхожу из представления, что нельзя замалчивать общественно значимые идеи, соображения о том, как мы живем и каких перемен мы ждем.

РАЗНООБРАЗИЕ общественно значимых идей, суждений, оценок состояния существования общества, нации, народа, населения не могут быть вечно под запретом, держаться в тайне, быть «вечно» скрываемыми из-за угрозы репрессий и гонений.

Публичность РАЗНООБРАЗИЯ Идей и Суждений - это залог нормального, прогрессивного развития любого сообщества.

Это Разнообразие должно иметь не преследуемую Государством возможность свободно публично высказывать свое видение, оценки существующего положения вещей в Обществе и свою Программу решения этих проблем.

В данной работе Автор хотел зафиксировать ряд очередных щелчков, тиканий «часов истории», «шагов эволюции» политического процесса самоосмысления и самоорганизаиии Кумукского народа, осветить со своей точки зрения некоторые события в общественно-политической жизни нашего народа, которые имели место быть в период 2009-10 годов.

Эти события свидетельствуют о проявлении неких качественно новых изменений как в формах, так и в методах ведения и развития национальной политики в среде Кумукского народа.

Как видится Автору, эти изменения идут в русле основного глобализационного тренда современности, а именно - формирования всеобщей глобальной экономики, и при этом - тенденция все более жесткой защиты мировым гражданским сообществом наииональио-этнической идентичности каждого народа, в том числе и самых малочисленных.

Глубинные, имманентные этнические, и именно поэтому неуничтожимые импульсы по самосохранению идентичности Кумукского народа никто и ничто не сможет остановить!

Все целенаправленные убийства Кумуков-игитов (Тотурбий, Басир...), унижение немотивированной отставкой и третирование до смерти, самого выдающегося после Дж. Коркмасова, Премьер-министра Дагестана А. Мирзабекова, а теперь - убийства и Алимсолтана Алхаматова, такая закономерность в «таинственных, не раскрываемых» убийствах именно таких персон, которые были на стадии становления почти легитимными «Общенациональными Лидерами» Кумукского народа, все это не случайные события...

Весь этот вой и визг, как внутренних, так и внешних антикумукских сил, все это от бессилия остановить неизбежный процесс восстановления Кумукским народом (а не приобретения!) всего объема прав и полномочий на всей своей былой исторической этнотерритории!

Автор фиксирует и констатирует новый этап в процессах этнического Самолечения и Восстановления полной собственной историко-этнической и политической идентичности Кумукского народа на своей исторической этнотерритории, в результате самоосознания-осмысления пройденного пути в процессах Национального самоопределения, анализа достижений, ошибок и формулирования следующих Целей Национального саморазвития.

Кумукскому народу, его представителям предстоит достичь в своем развитии в будущем уровня обеспечивающего, создание и становление новой этнической политической элиты, не испорченной уже более большевистской могильной идеологией «интернационализма» и советской рабской привычкой служения «важным персонам» - представителям других народов.

Изучая и обучаясь доблестям наших предков, восхищаясь «Сиянием Прошлого», мы должны научиться своевременно выдвигать политически грамотные и адекватные вызовам жизни решения, помнить и с твердой волей заниматься решением труднейших современных национальных проблем, тлеющих, а то и полыхающих в тревожных отблесках «Зарева Современности».

* * *

Начну свое эссе с анализа двух событий, имевших важное место в культурной и общественно-политической жизни Кумукского народа.

В начале июня 2009 года в Республиканской библиотеке состоялась презентация новой книги - «Кумыкский Энциклопедический Словарь», подготовленной и изданной организацией «Кумыкское Научно-Культурное Общество».

А несколько позже (26 августа) там же состоялась научно-практическая конференция, организованная Союзом Сельских Общественных Советов «Сплоченность» по обсуждению темы «Состояние и перспективы землепользования в РД в условиях местного самоуправления».

1. «Кумыкский Энциклопедический Словарь»

Появление в свет первой полноценной энциклопедической книги «Кумыкский Энциклопедический Словарь» (КЭС) - это закономерный этапный результат уже многолетней работы «Кумыкского Научно-Культурного Общества» (КНКО). Главный редактор и руководитель авторской группы - Камил Алиев.

КНКО, целеустремленно накапливая и научно описывая разные пласты культурного наследия Кумукского народа, с 1999 года периодически выпускает свои бюллетени, очень насыщенные историко-культурно-политологическими материалами об историческом и современном бытовании Кумукского народа.

Что же это за тип издания «энциклопедия»! На мой взгляд, энциклопедия - это наиболее полный на момент написания данного произведения круг, свод знаний в определенных областях, известный в этот период научной элите данного общества.

Есть разные формы энциклопедий: попытки охватить «все и вся» - универсальные энциклопедии, или имеющие целью освещение знаний в определенной области - отраслевые, специализированные энциклопедии.

Рассматриваемая нами работа, скорее, относится к первой категории, но мы, конечно, должны помнить и признавать, что все «первое» не может быть «полным и всеобъемлющим», и у каждого стоящего начинания должно быть убедительное продолжение.

С одной стороны, энциклопедия, разумеется, должна представлять из себя предельно объективное, научное описание известного свода сведений по различным сферам знаний, чему авторитетное начало положили авторы первой (!) энциклопедии - французы Дидро и Д'Аламбер.

Но в то же время энциклопедия характеризует разные этапы самосознания определенными нациями пройденного этим народом исторического пути в своем развитии.

Например, для европейских «старых-современных» наций их историко-культурные Энциклопедии являли собой усталый и пресыщенный взгляд на «уходящую натуру».

С одной стороны, прощальное «прости» вослед в собственное былое роскошное, но уже более никогда невозвратимое, «блестящее и гордое» Прошлое.

Но, с другой стороны, это - полное разочарование в текущем бледном, «позорном» Настоящем, и поэтому - ожидание некоего смутного нового «золотого века», расцвета своей Нации и всего Человечества, т.е. перехода от нетерпимого уже более периода обрушения ценностей «феодального» этапа развития страны в новый, «буржуазный» («Равенство, Братство и Свобода!») этап развития Европы.

А для «молодых наций» энциклопедия - это восхищенный, восторженный взгляд «назад, в свое Прошлое, в период Великих деяний своих Предков - Что и Как было прежде?», и в то же время, это - трамплин, первый шаг во вступление в новый этап Развития и Самосознания Молодой Нацией себя как равного члена мирового сообщества народов...

Такой взгляд в собственное Прошлое им необходим для получения вдохновения и воспоминания о собственном историческом опыте в период начала возрождения после долгого периода исторического прозябания и упадка в период «этнического младенчества» или в период перехода из «этнического отрочества» в пору национальной «государственной зрелости и возмужалости».

Энциклопедия - это « кладезь этнической памяти» о былых свершениях доблестных «ата-баба» (предки).

Но это и «поисковая система», это - «руководство», это то, что должно являться «путеводителем» по истории памяти родного Народа для молодых поколений, которые захотят узнать свое Прошлое и создать из этого Опору для прыжка в историческое Будущее!..

Итак, порождение-выброс в свет Народом своей Энциклопедии - это для одних народов, некая «усталость» от бесконечного потока трудноразрешимых, в рамках существующей нормы государственности, проблем и поиск утешения в ареоле «блеска» достижений Прошлого, а для других - и обретение уверенности, опоры в собственном историческом наследии, это - зрелость Нации!

Для нашего народа, это - завершение определенного этапа в развитии Кумукского Народа, это - платформа-трамплин, дающий импульс для следующего шага - жизнеутверждающего клёкота и взлета в поднебесье Вечной Жизни, в Вечное Синее Небо нашего Тенгира!

* * *

Когда я просматривал КЭС, то я невольно вспомнил о книгах из библиотеки моего Отца - «Чечеклер» (Цветы, букет цветов) и «Къумукъланы йыр хазнасы» (Сокровищница кумукских песен), из которых я в детстве строил всякие «домики-замки», когда мы жили в селе Къазаныш.

Я недавно пересмотрел эти книги, и у меня возникло такое ощущение - как такое могло быть, как большевистские власти допустили опубликование этих книг, которые прямо свидетельствуют о вековечной исторической неизбывности Кумукского государства, и что народ с таким культурным наследием, историко-политическим прошлым никогда не смирится с положением раба в тоталитарном государстве?!

Давно пора переиздать эти книги, и они должны быть в каждой кумукской семье...

Так вот, эти книги возникли в моей памяти неслучайно. Думаю, что КЭС, по аналогии с вышеназванными книгами, следует назвать «Къумукъланы Эс-Тарих Хазнасы».

Таким образом, начата публикация первых вариантов и дана жизнь Главной и Вечной Книге всякой развитой Нации - Энциклопедии! Издан первый вариант «Книги обшекумукской Памяти»...

Активный культурный слой Кумукского народа смог создать такую Книгу, которая свидетельствует неопровержимыми архивными, научно-литературными данными о прямой семейно-родовой, этнической и культурной преемственности древнего прошлого и настоящего Кумукского Народа и которая обозначает переход Кумукского Народа из статуса генетически однородной и одноязычной «массы-населения» в статус исторически культурно единой Нации!

Поэтому «Кумыкский Энциклопедический Словарь» надо разместить в Интернете, чтобы все кумуки - в Дагестане, по России и во всем мире имели возможность приобщиться к историческому наследию своего народа...

«КЭС» - должна стать, и со временем, несомненно, станет средоточием всех доступных науке на текущий период времени знаний о сколько-нибудь значимой исторической информации о нашем Народе и о сколько-нибудь заметных персонах из среды Кумукского Народа...

(Продолжение следует)

Амин Ибрагьим БАММАТУЛИ
январь 2011 г.

Размещено на сайте 03.02.2011

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru