Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


Рустам Арифджанов: Стан на стан?

Дагестан — еще одна горячая точка на карте.
Точнее, огненные многоточия...

…Много разных народов живут в сегодняшнем Дагестане. Ведь когда-то шел огромный сказочный чудище дэв, споткнулся у моря, выронил горсть камней. Так появилась страна гор Дагестан. Три сакли - аул. Три аула - город. Тридцать три народа - Дагестан.

Мы привыкли не различать. Москвич, петербуржец, воронежец азербайджанца от армянина вряд ли отличат. А тут пойди, разберись, кто даргинец, кто табасаранец. «Лица кавказской национальности» - да и ладно. Чего они друг с другом не поделят?

После российских раздолий, когда от Архангельска до Владивостока все - одна земля, «нашенская», трудно понять спор из-за низинки или горного отрога. Но ведь спорят. И в Москве - российской столице от споров этих не отмахнуться, потому что конфликтуют не отделяющиеся республики, а народы своей же суверенной России. До кинжалов, слава Богу, пока не дошло. Так ведь люди горячие, скорые.

* * *

…Ибрагим Хамав Бамматули, аксакал кумукского народа, написал обращение к аксакалам аварского народа. Написал: «Порознь наши истории - это короткие, куцые обрубки, если их объединить, эта общая история обретет несметные ценности пяти тысячелетий».

Хорошо сказано. Вовремя. Потому что растет лавина взаимных обид и претензий. Вот, говорят кумуки, аварцы теперь тысячами переезжают с гор на равнину и занимают земли кумуков. Кумуков тревожит осложнение национальных проблем в соседней Грузии. Зачем, рассуждают они, переселение аварцев из Грузии связывают с кумукской землей?

Кумуков встревожило июньское нападение на автомобиль дагестанского премьера Мирзабекова. Ведь такого главы правительства не было еще, считают они, в Дагестане. Их обижает критика в адрес другого кумука - министра торговли Б. Гаджиева. Их, наконец, задевает, что мало где упоминается исторический факт: прадед у знаменитого Шамиля был кумуком. И, между прочим, режиссер Андрей Тарковский был потомком кумукских царей Шамхалов. Почему об этом не пишут? Почему кумуков называют неправильно - «кумык»?

Мелочи, скажете? Но один неосторожно сдвинутый камень может в горах привести к обвалу…

* * *

…Но вот тревожная тенденция: в последние годы в Дагестане распадаются многонациональные коллективы. Бригады, звенья, участки все чаще подбираются бригадиром из своих единокровцев. Свой - ближе.

И вот уже сын старого Ибрагима Хамава Бамматули - Амин Ибрагим Бамматули рассуждает:

- Я размышляю о нашей земле, превращенной в кашу смешиванием разных народов, и опять вечный вопрос: что делать? Я не могу прийти, например, в кабинет к некоему руководителю - представителю другой национальности, который сидит в сердце моей родины Анжикале, и заявить: ты плохо работаешь. Потому что это для меня, кумука, он плохо работает, а для своего народа он, может, как раз таки вдохновенно, с выдумкой, с огоньком, высокоэффективно, достигая своих целей, работает.

У Амина Бамматули есть свое понимание разрешения этого вопроса - это национально-территориальное размежевание. Аварцы пусть руководят аварцами, даргинцы даргинцами и т. д.

- Поймите, - говорит Амин, - кумукский народ более не потерпит ущемления своей независимости. Пора решиться на «операцию» и заключить договор суверенных народов Дагестана и Северного Кавказа.

Уж тогда я буду не просто заявлять, а требовать, чтобы представитель другого народа не смел даже претендовать на руководство государственно-общественной жизнью моего народа. Если он действительно прекрасный, незаменимый работник, то его земляки доверят ему соответствующую должность у себя на родине. А уж от своего «родного» чиновника я буду требовать именно национальной политики защиты интересов коренного народа.

Он жесток, Амин. Он уже из другого поколения, набравшегося смелости, что для кавказцев не так уж и просто - обвинить отцов в сегодняшних межнациональных конфликтах.

Строчку из стихов кумукского поэта Магомеда Атабаева «...Къайда эдинг къумукъ халкъны Аталары» Амин перевел так: «Где вы были, отцы кумукского народа?» И добавил: «…где же вы были, когда «отец всех народов» и прочие «отцы» разрушали кумукскую государственность и целостность народа нашего?»

Это уже принципиальная позиция - размежеваться. Лакцам - лакское, кумукам - кумукское, рутульцам - рутульское...

Цвети, независимый Кумукистан!..

* * *

...Россияне недоуменно пожимают плечами: и чего они там, на Кавказе, делят? Спорят из-за каждой горы... Больше всего боюсь вот этого пожимания плеч.

Кто знал о сути карабахского конфликта, пока не полилась кровь? Кому было интересно, куда и откуда забросила турок-месхетинцев сталинская рука? Кумуки, аварцы, лакцы, лезгины... Небольшие народы, но проблемы их нельзя потому считать мелкими, но конфликты между ними, не дай Бог, нельзя не замечать.

Границы никогда не могут быть вечными. Народы всегда, то сойдутся на время, то вновь разойдутся. Вдох - выдох, так живет человечество. Это естественно. Но когда свирепо взлетают кинжалы и блестит у беззащитного горла полоска холодной стали, мне страшно, что человечество, озлобясь, покончит жизнь самоубийством.

Народ - еще хрупче, еще беззащитней, чем человек. Это бы понять. Если хотим жить вместе. Если хотим жить.

Рустам Арифджанов
(газета «Собеседник», Москва, №41, 1991г.)
Дагестан-Азербайджан-Москва.

Размещено на сайте 04.06.2010

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru