Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


Национальное представительство и активное избирательное право

В чем суть идеи «выборного представительства»?

Дагестанские власти предлагают («Даг. правда», 10.10.2000) свою версию обоснования необходимости подгонки ряда дагестанских законов в сфере выборных процедур под федеральное законодательство и призывают общественность республики к участию в обсуждении законопроектов «О выборах депутатов народного Собрания РД», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления», «О выборах главы местной администрации». Воспользуемся такой возможностью и выскажем ряд своих суждений по этому вопросу.

Сначала нужно напомнить всем интересующимся данной проблемой читателям о правовом несовершенстве Конституции РД и многих законодательных актов, принятых на ее основе, о чем дагестанская демократическая оппозиция всегда своевременно оповещала общественность в соответствии со своими информационными возможностями.

* * *

Итак, что же говорят власти? Они говорят, во-первых, что хотят обеспечить «представительство народов Дагестана в парламенте республики и местных депутатских корпусах», и, во-вторых, что те избирательные законы, которые были приняты ранее, нуждаются в исправлении.

Таким образом, получается, что по прошествии 6 лет после принятия Конституции РД, где прямо гарантируется представительство дагестанских народов во властных структурах РД, это самое «представительство народов» до сих пор не обеспечено.

А почему надо исправлять именно «сегодня», спросит дотошный читатель. Объясняю - не потому, что дагестанских законодателей вдруг посетило правовое прозрение, и они бросились исправлять несоответствие Конституциям РФ, РД и международному праву результатов своего законодательного творчества, а потому, что было указание «сверху», из центра.

Словом, власти хотят «обеспечить представительство народов». А что такое представительство вообще, спросим мы?

И сами ответим - истинное выборное представительство возникает (!) и реализуется в процессе осуществления многих демократических процедур, в том числе и следующих:

1. Некая группа граждан, объединенных единомыслием по отношению к жизненно важным вопросам, соблюдая демократические процедуры, совместно выбирает некую персону - своего представителя, которому доверяется и поручается задача отстаивания во властных, правовых, согласительных, совещательных структурах своих Интересов (мандат), которые отличаются от Интересов других групп!

Вот именно для предотвращения конфликтного развития конкуренции между разными Интересами как раз и необходима совместная согласительная работа. Ведение этой работы «носители различающихся интересов» поручают своим легитимным Представителям.

2. Демократической процедурой определения легитимного «представителя» интересов той или иной группы является феномен «выборов».

3. Выборы на базе демократических норм и процедур предусматривают, наличие и участие в данном процессе двух Агентов:

- избирателей (носители активного избирательного права), и

- корпуса кандидатов в представители, т.е. в депутаты (носители пассивного избирательного права.

* * *

Что же предлагают новые законопроекты, которые сейчас рассматриваются в Народном собрании РД?

Они предусматривают лишь исключение из действующих законов о выборах в представительные органы РД положений, ущемляющих пассивное избирательное право граждан.

Однако важно то, что новые законопроекты, также как и соответствующие им ныне действующие Законы РД, в вопросе права народов на самоопределение проводят прежнюю линию циничного пренебрежения в отношении другого - основного Агента выборного процесса, а именно - избирателей, как носителей активного избирательного права.

Активное избирательное право дагестанских народов в решении вопроса «национального представительства в парламенте коренных дагестанских народов» в действующих законах о выборах депутатов в Народное Собрание РД, в представительные органы местного самоуправления и глав местных администраций и новых проектах дополнений к ним начисто игнорируется!

Как может «самоопределиться» народ, этнос, если ему отказано в праве самому выбирать своего представителя в парламенте?!

Если «представитель определенного народа» выбирается не этим же Коренным народом, а всем смешанным многонациональным населением, то это не выборы «представителя народа-нации», а профанация этой идеи!

* * *

Сам факт признания республиканскими властями РД несоответствия избирательных законов РД законодательству РФ и сегодняшнее изменение принципиальных положений этих законов РД - это юридическое свидетельство нелегитимности самого существования и функционирования нынешнего Народного Собрания РД!

Поэтому, во-первых, существующее Народное Собрание РД должно быть распущено и должны быть назначены новые выборы на основе нового, не противоречащего законодательству РФ, избирательного закона РД.

Во-вторых, должны быть освобождены от занимаемых должностей чиновники всех рангов, которые ответственны за принятие неконституционных законов, принятых то ли по причине профессиональной некомпетентности, или, что еще хуже, по причине личной, клановой или национальной заинтересованности в саботаже процесса построения в Дагестане правового сообщества.

Автор статьи в «ДП» (10.10.2000) говорит об озабоченности властей поисками «иных способов» обеспечения в республиканском парламенте «представительства дагестанских народов».

Предлагаю один из многих известных человечеству «иных способов».

Этот способ абсолютно легитимен по всем стандартам международного права и способен обеспечить полную реализацию как активного, так и пассивного избирательного права всех субъектов избирательного процесса и, таким образом, исключительно правовым способом решить вопрос обеспечения «национального представительства».

Для этого выборы «представителей народов Дагестана в республиканском парламенте» необходимо проводить по национальным спискам, по принципу - каждый народ голосует только за кандидатов от этого же народа.

В парламентах Бельгии, Венгрии, Словении права Коренных народов обеспечиваются выборами именно по «национальным спискам».

* * *

В заключение целесообразно еще раз подчеркнуть - готовящиеся законопроекты также не соответствуют Праву и Конституциям РФ и РД, как и действующие Законы. Потому, что они также полностью исключают из выборного процесса основного из двух обязательных участников любых выборов, а именно - носителей активного избирательного права – дагестанские коренные народы, чье представительство в парламенте будто бы желает обеспечить нынешнее руководство республики.

Не трудно предсказать, что через некоторое время и этот новый «закон» придется пересматривать.

Это неизбежно. Современное Международное Право утверждает, что ПРАВО появляется на свет одновременно с возникновением Субъекта Истории. Данный Субъект и является в дальнейшем единственно легитимным и Источником и Носителем, т.е. Владельцем своего имманентного Права на свободное и равноправное с другими субъектами существование в мире.

На признании приоритета этих фундаментальных принципов в области международного права над национальным законодательством и построены Конституции РФ и РД.

В преамбуле Конституции РД записано «...признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов (!)... принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее основным законом РД».

И далее, в статье 5 «Республика Дагестан гарантирует права коренных народов и национальных меньшинств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами».

Напомнить властям об этих конституционных истинах именно сейчас важно потому, что прерогатива выбора принципа, по которому будут «нарезаться» избирательные округа, т.е. определение субъекта активного избирательного права, новым законопроектом возлагается на Народное Собрание РД.

Таким образом, в данный момент у Народного Собрания РД есть уникальный исторический шанс раз и навсегда решить «национальный вопрос» в Дагестане и наконец-то сосредоточиться на проблеме повышения уровня жизни граждан республики, построения современной государственности и в Дагестане.

Для этого нужно всего лишь принять решение о том, что вопрос «представительства народов Дагестана в республиканском парламенте» решается процедурой избрания представителей каждого народа голосованием по «национальным спискам», т.е. каждый народ в отдельности выбирает своих депутатов в Народное Собрание РД.

(газета «Тенглик», ноябрь 2000 г.)

Размещено на сайте 06.06.2010

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru