Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


Дагестану нужен ГРАЖДАНИН!

В наступивший с сентября этого (2007) года новый политический сезон все возрастающее политическое значение и основной общественный интерес в нашей стране, конечно, будут иметь выборы в Госдуму РФ и мартовские президентские выборы в следующем году.

Теперь, с предстоящим уходом Президента Путина (о чем он многократно заявлял) и новым раскладом сил в Госдуме РФ, в стране, возможно, сформируется иная конфигурация политических сил и векторов развития страны, новый этап в реализации реформ.

Свидетельством этого является необычайная активность в последнее время самого президента, который и с самого начала своей деятельности был очень активен, я бы сказал, даже - спортивно активен...

В чем же дело?! Думаю, что В. Путин за время, оставшееся до марта 2008 года, хочет завершить, договориться, «доподписать» все важные внешнеполитические решения, урегулировать и привести в порядок внутри страны все то политико-административно-экономическое хозяйство, которое он создал по своему разумению за восемь лет правления в стране и которое необходимо передать в руки преемнику как некую платформу для дальнейших реформ.

* * *

Иногда приходится слышать такие снобистские сентенции - дескать, есть «большая политика», которая формируется некоей избранной элитой там, в «высоких кабинетах»...

Что же это за «большая политика», которую не может понять «простой человек», что же нужно «простому человеку для простого счастья»?!

Все просто. Ему нужны «простые вещи», но вещи, имеющие важное значение для достойного существования человека в этом мире.

В материальной сфере это - все процветающее, улучшающееся существование работающего человека и достойный минимум материальных средств человеку, не способному самостоятельно обеспечить свое существование. Соблюдение всего комплекса прав в социальной сфере, которые провозглашены как незыблемые в Конституции Российской Федерации. В Конституции, которая признает верховенство норм Международного права во всех гуманитарных сферах и гарантирует их соблюдение.

Надо нам всем понять, что физические, насущные материальные потребности человека, как-то - сохранение целостности тела, добыча пищи для этой цели и продолжение рода, невозможно решить без участия всех людей в определении того, какое место в жизни страны занимают такие понятия, как «права человека», «демократическое общество», представления о том, что «государственный аппарат - это группа наемных (!) работников, которая обязана постоянно отчитываться перед избирателями о результатах своей работы».

Эти понятия для некоторых циничных людей являются лишь пустым звуком, и они смеются над такими идеалами. Но, как известно, «хорошо смеется тот, кто смеется последним», а пример развитых стран показывает, что не циники будут смеяться последними.

Рядовому человеку, нормальному гражданину нет надобности быть повседневно погруженным в политические проблемы. Он должен оставаться свободным человеком, занимающимся своими делами.

Но так как государственные руководители, чиновники и политики, вынужденные постоянно заботиться о том, как бы им «понравиться» населению, избирателям, обещают подчас нереальные блага, за ними нужен общественный надзор.

Именно для надзора обществу нужны рядовые свободные граждане с ясным независимым умом.

Такой гражданин должен обладать необходимым политико-экономическим кругозором, иметь собственное мнение по общественно значимым проблемам и, исходя из этих позиций, принимать активное участие в выборах, а не обслуживать чьи-то оплаченные интересы.

* * *

Чуть ли не каждый день мы узнаем через средства массовой информации, что республику продолжают сотрясать события, свидетельствующие о том, что у нас до сих пор не найдена оптимальная модель государственности. Это и массовые демонстрации, вооруженные столкновения с жертвами среди мирного населения, настоящая охота за сотрудниками правоохранительных органов и т. д.

У нас пока на выборах в селениях и районах консолидированно голосуют за людей лишь из своего клана-тухума. И все больше свидетельств того, что люди на личном опыте убеждаются - такая схема голосования не гарантирует им «счастья», т. е. не решаются их насущные проблемы.

А возможно ли это вообще? Возможно! И у нас в республике эти процессы вызревания нового гражданина уже идут.

Хотя пока и на ранних стадиях, но процессы становления современного гражданина, политического самообучения населения пользованию механизмами демократии в общих интересах идут спонтанно и хаотично. Это первые шаги по пути пока стихийного становления у нас основ Гражданского Общества. Постепенно приходит массовое понимание населением того, что для всех выгоднее продвигать во власть не просто «своих людей-родственников», а компетентных и честных людей, законопослушных профессионалов, подотчетных нам, избирателям.

Само формирование все более полноценного демократического общества зависит от степени вовлеченности населения, граждан, избирателей в процессы обсуждения и выработки решений по важнейшим общественно-политическим и экономическим проблемам страны. От того, насколько внятно и, главное, результативно могут граждане донести до властей всех уровней сигналы тревоги о своих проблемах, несправедливостях в социальной сфере, страданиях и унижениях, чинимых бездушной государственной машиной.

Демократическое государство может полноценно функционировать, только если в стране существует деятельное гражданское общество.

Существует много определений того, что же представляет собой «гражданское общество». В самом общем виде это понятие можно определить следующим образом. Гражданское общество существует в государстве, где достигнуты условия, позволяющие создать механизмы диалога без репрессий, механизм обмена мнениями, оценками по насущным жизненным вопросам между населением и им сформированной и перед ним ответственной администрацией.

Республиканская власть, вслед за деяниями федеральной власти, предпринимает некоторые меры в деле создания условий для формирования гражданского общества, однако активности лишь со стороны власти не достаточно.

Жизненно необходима обратная связь между населением и властью для движения по пути формирования «общества всеобщего благоденствия»!

Без должной встречной осознанно-творческой активности со стороны населения-избирателя эффективно действующее гражданское общество сформировать невозможно.

Но, далее - самые важные вопросы. Какова же теперь роль политических партий в воспитании Нового Гражданина как Субъекта Правовыражения в стране?

Каково сегодня самочувствие в Республике Дагестан островков независимых СМИ, от деятельности которых зависит понимание населением того, в каком направлении двигается сегодня Дагестан и двигается ли он вообще куда-нибудь или застыл в очередном застое?

Какова роль дагестанских СМИ хотя бы в плане отслеживания текущих процессов, если и не определения ориентиров? А способны ли вообще сегодня СМИ защищать интересы избирателей с одной стороны, а с другой - разъяснять, обучать граждан, как им нужно объединяться, чтобы эффективно защищать свои интересы.

А имеют ли вообще у нас граждане возможности для объединения в целях защиты своих интересов и знают ли они, как ими эффективно пользоваться, если такие возможности имеются.

Сформировался ли у нас хоть в какой-то степени уважающий себя и свои права гражданин, который осмелится требовать у власти соблюдения своих прав?

Пойдет ли он, дагестанский гражданин, на то, чтобы объединяться с себе подобными в такой же беде для совместной защиты своих прав?

Вот минимальный перечень вопросов, без ответов на которые политические партии не имеют морального права агитировать людей голосовать за них.

* * *

Заканчивается целая политическая эпоха в истории становления новой модели российского государства на территории Евразии. Ее условно можно назвать «моделью Владимира Путина».

Эта модель предусматривает определенную формулу государственного устройства для РФ. Конституционно провозглашено, что целью всех реформ в стране является построение демократического федеративного правового государства для защиты целостности государства и повышения уровня жизни всех граждан.

Для постсоветского пространства и еще шире предлагается конструкция межгосударственного общения в виде «Шанхайской Организации Сотрудничества», т.е. в виде модели новой посткоммунистической политической коалиции на пространстве Евразии. Только теперь Москва здесь не первая и главная, а «первая среди равных».

На европейском направлении внешней политики Президент РФ весьма эффективно использует в качестве инструмента влияния и отстаивания интересов РФ уникальные возможности страны как экспортера энергоресурсов.

В то же время, добиваясь своих целей, В. Путин пошел на ряд, как утверждают некоторые эксперты, конституционно некорректных решений. А именно, не были предварительно изменены соответствующие статьи Конституции РФ до принятия таких решений, как отмена всеобщих выборов глав субъектов РФ, пассивных избирательных прав граждан в выборах в парламенты всех уровней, введением пропорциональной системы голосования, нижнего порога явки на выборы, права граждан голосовать «против всех».

В своем Послании этого года Федеральному Собранию РФ Президент Путин заявил, что все эти меры только усилят демократию в стране...

Что сказать? С одной стороны эти решения Федерального центра оправданы, так как они направлены на укрепление целостности РФ. Всякое государство имеет право и обязано укреплять свою целостность. А сумело ли - эту оценку выставляет история.

С другой стороны, причиной того, что Федеральный центр на данном этапе так мало доверяет своему населению в выборе глав субъектов и выработке генеральной линии общественно-политического развития страны, является то, что сам народ, у которого сегодня есть большие возможности влиять на выбор пути развития, не умеет еще пользоваться новыми демократическими механизмами свободного волеизъявления.

Как наш народ стал пользоваться конституционными правами волеизъявления на выборах? Ведь он же, политически полностью неграмотный после 70 лет работы КПСС, выбирает «Зюганова-Жириновского» и всякий криминалитет, поддавшись искушению небольших денег и продовольственных кульков из-за тяжелого материального положения.

* * *

Демократическое государство может существовать только опираясь на свободного гражданина, на гражданское общество.

Превратить закабаленного бедностью и равнодушием государства человека в свободного гражданина может только социальная рыночная экономика.

Построить такую экономику может только многопартийный парламент, куда ответственный избиратель делегирует политические партии с реальными программами построения социально ориентированной рыночной экономики.

Для того чтобы эта система заработала в интересах «простого человека», надо жить по Конституции, а не «как всегда», т.е. по принципу «закон - что дышло, куда повернешь - то и вышло».

* * *

Важнейшей задачей дагестанских региональных отделений политических партий именно в настоящий период всеобщей политической активности в стране, на мой взгляд, является воспитание нового, современного дагестанского гражданина, избирателя, осознанно и ответственно участвующего в выборах и влияющего на их результаты.

У нас пока на выборах в селениях и районах консолидировано голосуют за людей лишь из своего клана-тухума. И все больше свидетельств того, что люди на личном опыте убеждаются - такая схема голосования не гарантирует им «счастья», т. е. не решаются их насущные проблемы.

Политические партии должны взять на себя две общественно важные функции:

- политическое обучение населения азам пользования избирательным механизмом для передачи сигнала властям о настроениях и ожиданиях населения;

- нравственное, моральное воспитание населения - все, что выходит за рамки Конституции - запрещено, т. е. формировать у людей психологию законопослушного гражданина. И только потом пропагандировать среди избирателей свои партийные программы по обустройству жизни в стране.

Иначе получается, что необученному человеку дают, например, компьютер (избирательные права) и говорят - выбирай любую партийную программу. Но он - необученный человек - либо продаст этот компьютер (свой голос), либо задвинет в чулан (не пойдет на выборы).

Ответственные и состоявшиеся политические партии должны разъяснять другим общественным организациям, что на данном этапе надо не уговаривать Путина, каким бы он хорошим ни был, изменить Конституцию «под себя» и остаться на третий президентский срок. Это в интересах определенных групп в высших эшелонах чиновничества, а не всего общества страны.

Партии должны переключить внимание избирателей на обсуждение программ и личных качеств новых людей, кандидатов на президентский пост и поиск другого человека, который сможет предложить свой курс улучшения жизни в стране, сохраняя все хорошее, что удалось достичь в период президентства В. Путина.

Ведь главная задача ответственного политика и партии на каждом этапе - верно определить долю прошлого, которую нужно сохранить в настоящем, и долю настоящего, которую можно завещать будущему.

"Ёлдаш/Времена", 30.11.2007 г.

Размещено на сайте 09.05.2010

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru