Ибрагим Ханмав Бамматули


Архилох

Бывало, чтобы доехать от Буйнакска до Махачкалы, приходилось тащиться в поезде. А поезд, сами знаете, плетется, плетется столько времени, что просто заскучаешь! Такая морока была. А сейчас благодать - бегают автобусы. Правда, другие жалуются, что от быстрой езды в автобусе у них голова кружится и даже тошнить начинает. Не знаю, со мной такого не случалось.

Еду как-то по поручению правления колхоза в Махачкалу, раньше он назывался Анжи, а Буйнакск - Шура. В автобусе рядом со мной садится приятный молодой человек. Одет, как положено, по новой моде, - шляпа, туфли, узкие брюки и так далее.

От молодого человека просто брызжет приветливостью, как соком из початка кукурузы молочновосковой спелости.

Если я не ошибаюсь, некоторые не одобряют молодых людей, которые одеваются по моде.

Есть даже какое-то обидное слово, которым обзывают их, даже открыто смеются над ними. Валлах, я не сторонник насмешников, мне, например, по душе новая мода, если ей следовать с разумом. Я тоже разбираюсь в этом деле. Подумайте сами: лучше, по-моему, тар балакъ, узкие брюки, какие носили в старину, чем хар балакъ, глупые широкие штаны, которыми ты улицы подметаешь. Это я, старый Кагир, вам говорю. Конечно, все в меру.

Едем, значит, с этим молодым человеком. Оказывается, он кумук по имени Али-Паша.

Узнаю, - Али-Паша давно окончил институт и теперь учится там... забыл, как называется то место, где после института учатся...

В общем, учится Али-Паша на историка, который занимается раскопками и находит всякие древние вещи: оружие, утварь, строения...

Кажется, их называют архилохами или вроде этого. Словом, не запомнил я это слово.

- Я, говорит, в том месте уже кончил учиться, а чтобы выйти в ученые, я должен написать книгу, то есть сделать открытие в этой науке. Но до сих пор не знал, о чем писать, а теперь нашел. Нашел такое место, о котором можно написать книгу, - поделился своей радостью Али-Паша.

- Где же это место? И чем оно радует тебя?

- Место это недалеко отсюда, сейчас покажу его... Оно за перевалом – я нашел остатки очень древнего поселения. Фундаменты домов почти нетронутые, очертания улиц, то же самое, совершенно ясные. А кладбище - словно еще вчера на нем совершались захоронения покойников. Никто не скажет, что поселению тысячи лет... Еще никакой архилох, говорит, во всем мире не находил столь сохранившиеся древние памятники.

- А сколько, по-твоему, лет этому древнему аулу?

Я же никак в толк не возьму, где это в наших горах в районе перевала «Айланмалар» сохранились остатки древнего селения.

- Согласно моим научным вычислениям, - говорит Али-Паша, - время разрушения этого селения относится к седьмому веку до нашей эры, жизнь в этом городке прервалась две тысячи семьсот лет назад... Но, чтобы это все доказать, предстоит еще много работы.

- Раз такое дело, - говорю, - если ты об этом селении можешь написать целую книгу и выйти в ученые, то имеет смысл в поте лица раскапывать этот городок. Но не пойму, какую пользу твои раскопки принесут людям?

- Тогда вся история наших с вами предков предстанет перед глазами как на ладони, это будет небывалое дополнение к истории нашего народа.

- Похвальное занятие, очень похвальное, сынок, - сказал я. - Ты взялся за святое дело. Пусть осуществится твоя благородная мечта, чтобы после этого ты зажил в радости и счастье, дай бог.

В это время водитель потянул рычаг, заглушил мотор нашего автобуса, кончился подъем, и начался крутой спуск...

Конечно, кто ездил через перевал «Айланмалар», тот знает - с этого места, где кончается перевал, ты сразу видишь окраину Махачкалы, полоску Каспийского моря, приморскую равнину... Получается такая картина, словно ты открыл широкое окно и увидел целый мир...

Рядом с тобой плывут облака, а внизу на полях отражаются их тени. И далеко-далеко тянутся составы вагонов, и паровозы выпускают длинные, хвосты пара и дыма. Паровозы и вагоны не больше игрушечных.

А мы, наш автобус, все катимся вниз.

- Смотрите! Вот то самое селение, - вдруг вскрикнул Али-Паша, когда мы стали подъезжать к «Утесу ветров».

Я повернулся влево, увидел остатки поселения, и чуть было не расхохотался. Но... валах-иль-азим, слава богу, вовремя прикусил язык, еле удержался - разве можно насмешками обидеть такого приятного улана, парня? К тому же почти все пассажиры слышали наш разговор.

Я делаю вид, что ничего смешного нет, серьезно смотрю на знакомые развалины и говорю Али-Паше:

- Бах, дорогой Али-Паша, я могу оказать тебе добрую услугу, большую помощь.

- Помощь? Какую? - Руки Али-Паши уже потянулись к авторучке и записной книжке.

- Могу сказать тебе, как называлось это селение.

- Неужели?! Ну-ка, ну-ка, говорите скорей.

Атлы-Боюн называлось оно.

- Атлы-Боюн, - повторяет за мной Али-Паша и медленно выводит на бумаге название селения. – Скажите, Кагир-ага, а вы уверены, что так именно оно называлось?

- Валлах, - говорю, - мне это также хорошо известно, как и мое имя.

- Отлично! Так, так… А что вы еще знаете о нем?

- Хо-хо! Многое знаю. В этом поселении в свое время протекала бурная жизнь, жители были хорошими земледельцами. Кто в окрестных аулах не хвалил атлыбоюнскую пшеницу!

- Это очень интересно, - радовался Али-Паша. – Интересно, какая была у них письменность, какой алфавит?

- Точь-в-точь такой, которым пользуемся мы с тобой… Да, да, можешь мне поверить.

- Позвольте, Кагир-ага, вы так говорите, как будто вы не слышали, а сами бывали в Атлы-Боюне…

- Так и есть, я сам бывал в Атлы-Боюне и все видел своими глазами.

- Какими орудиями они пользовались в земледелии?

- Одно время они пахали сохой, потом плугом, затем трактором и собирали урожай, как и мы, комбайнами.

- Что, что? Трактор? Комбайн? О чем вы говорите, уважаемый Кагир-ага?

- Да, после того как в Атлы-Боюне организовался колхоз, они стали пользоваться машинами.

Али-Паша уже хотел было посмеяться над моей шуткой или невежеством - не знаю, как вмешался один из пассажиров:

- Я тоже могу быть вам полезен, молодой человек. В том городе, в котором атлыбоюнцев переселяли с гор на равнину, чтобы облегчить их жизнь и труд, я работал шофером. Я лично на грузовой машине перевез много имущества атлыбоюнцев.

- А вот и новое селение Атлы-Боюн, - сказал другой пассажир, когда автобус достиг равнины.

Пассажиры, которые понимали по-кумыкски, вежливо улыбались, другие, более несдержанные, начали громко смеяться. Чтобы отвлечь внимание от Али-Паши, я завел разговор: сколько лет прошло, как атлыбоюнцев переселили на равнину.

- Да это было не так давно.

- Тридцать лег назад, не больше. - Оказалось, что об этом помнят почти все пассажиры.

Рассказывают, будто Али-Паша после этого случая перестал заниматься историей своего народа, а занимается изучением его жизни в настоящее время.

А зря! История тоже нужна. Но надо изучать ее не только с помощью профессоров. А может быть я неправ.

Ибрагим Ханмав Бамматули
Февраль 1959 г.
(Из книги «Чудесный характер», Москва, 1961)

Размещено на сайте 11.04.2010

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru