Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 13, Июль 1993 г.




«Законы» писаны только для кумуков?

Чтение - дело полезное вообще, даже газет, приплюснутых к земле в прежние годы тяжелой дланью «хозяина», которого теперь, по всеобщей молчаливой договоренности решили, считать более не существующим. Ан, нет!

Читаешь, и, в очередной раз, наталкиваешься на материал, который подтверждает - да, продолжаются попытки проводить (несколько завуалировано, правда) линию тех же сил, которые до августа 1991 года свою политику делали «открыто, грубо, зримо» и вызывающе цинично преподносили ее не как свою национально-клановую, а как «государственную» политику.

В «Дагестанской правде» (9.12.1992) помещена заметка «Уважать и исполнять закон». Закон уважать?! К тому же, исполнять!!!? Так, так, интересно, это что-то небывалое... В Дагестане, и вдруг — «исполнять закон»! Надо прочитать...

Из текста, основывающегося на статье из газеты «Буйнакские известия», узнаем, что в ряде кумукских селений Буйнакского района сельские советы, т.е. самая, что ни на есть, законная власть, приняли постановления, которые устанавливают приоритет жителей, проживающих в селе постоянно, перед уехавшими в города, в получении земельных участков, предписывают выделять участки только коренным жителям и ограничивают права незамужних женщин, так как в случае выхода их замуж за «чужого», и так крайне скудные земельные площади уходят из «рук» сельской общины.

Эти события можно оценивать по разному, но принципиально важно одно обстоятельство - наступила такая пора всеобщего прозрения, что об опасных последствиях для кумукского народа стихийных миграционных процессов, о которых говорят уже 4-5 лет активисты КНД «Тенглик» полностью осознала уже общественность даже в селениях, оторванных прежде от политики, бурлящей в городах.

Оказывается, в газете «Буйнакские известия» эти постановления были охарактеризованы как незаконные и в качестве причины, вызвавшей принятие их, назван «...недостаточный уровень правовых знаний народных депутатов, стремление решать правовые вопросы из принципа местной целесообразности».

Таким образом, авторы статьи желание кумуков самосохраниться (а это возможно только при контролировании своих исторических территорий и миграционных процессов на ней), классифицируют как правовую неграмотность и осуждают стремление людей решать вопросы, касающиеся своей судьбы на основе «местной целесообразности». А как надо? На основе целесообразности интересам других народов?

А ведь дело не в «...недостаточном уровне, правовых знаний...» Дело в том, что кумукское население, десятилетиями не находя поддержки со стороны, нет, не Закона, а дагестанских гьакимов, оседлавших Закон, хоть этими запоздалыми решениями сельсоветов пытаются приостановить ползучую стихийную миграцию, которая подошла уже к порогу последних кумукских сел.

Все видят и знают, к чему привела организованная и стихийная миграция в кумукских районах и во многих селах. Теперь, видимо, проводники этой политики приступили к завершающему этапу своей программы по колонизации кумукской равнины - довести процесс смешивания кумукского населения с другими народами до конца, «до конца» всех кумукских селений.

Сегодняшние «хозяева Закона» в Дагестане лукаво, блудливо укоряют, дескать, какие же вы, кумуки, неграмотные в юридических вопросах.

Не препятствуйте, говорят они нам, дальнейшему заселению ваших сел всеми, кто этого захочет, не мешайте мигрантам прибрать к рукам последние куски ваших отцовских земель, женившись на ваших дочерях, вдовах или поселившись со своей семьей и всей родней. Противиться этому процессу - не законно, поучают нас все дагестанские грамотные прокуроры и все они не кумуки.

* * *

В наше время, когда стала возможной свободное проявление общественной активности людей и возрождение, бывших прежде под запретом, демократических традиций общинного самоуправления, в жажде поскорее исправить порушенные большевиками гармоничные устои в вопросах этнической и частной собственности на землю, возможны, к сожалению, некоторые «перегибы», противоречащие принципам Идеальной Демократии.

Но все это - недуги переходного периода. Со временем все утрясется и вновь выработается форма самоуправления приемлемая и оптимальная для наших условий и для нашего времени.

Жизнь не стоит на месте и, особенно в последнее время, идут бурные процессы и неожиданные события.

Например, сообщалось («Даг. правда», 22.04.1992), что выходцы из с. Кумух (Лакский район), проживающие в Махачкале, выступили с протестом против решений районного и сельсоветов о распределении земель джамиата только среди ныне живущих в райцентре граждан, независимо от их принадлежности к другим джамиатам, и потребовали, чтобы земли кумухского джамиата распределялись только среди коренных жителей и выходцев из с. Кумух.

По поводу этих решений рай- и сельсоветов Лакского района в республиканской прессе «правоучительной» активности правоохранительных органов республики, как в случае с селами в Буйнакском районе, насколько нам известно, не наблюдалось.

Тут есть важный момент. Махачкалинцы - выходцы из Кумуха ссылаются при этом на нормы международного права и решения ООН, согласно которым коренное население пользуется преимущественным правом на землю, и считают, что сельские джамиаты, где бы ни проживали его члены, являются законными собственниками своих исторических земель и только им принадлежит право распоряжаться ими.

Что же, правильная, логически безупречная аргументация. Жаль только, что лакские активисты и официальные руководители не оценивают исходя из этих же принципов планы переселения из Новолакского района на исторические кумукские земли севернее г.Махачкалы и права депортированного в 1944 г. коренного населения селений Тарки, Кяхулай, Алберюкент на свои земли в районе Караман-тёбе...

 

Вот еще примеры самоорганизации и самоуправления горцев на Равнине.

«Даг. правда» от 20.11.1992 сообщает об учредительном собрании выходцев из Советского (сельского) района, живущих в Махачкале, на котором запланировано создать постоянно действующий Рабочий Совет с задачами «...активизации борьбы с преступностью в низменной (!) части Северного (!) Дагестана, наиболее полного учета интересов народностей, проживающих в данном регионе (!)..».

То есть, если я правильно понял, члены Рабочего совета - выходцы из горного района, живя в Махачкале, будут работать в целях наиболее полного учета интересов народностей, проживающих в равнинной части Северного Дагестана!

Но, уважаемый Прокурор РД, разве сфера этих задач не является прерогативой официальных властей местного, районного и республиканского уровня? Почему же энтузиастам из «Рабочего Совета» правоохранительные органы РД на страницах республиканской прессы не укажут на незаконность их посягательств на функции государственных органов?

 

Дальше - больше... В декабре (Даг. правда», 15.01.1993) в Махачкале состоялось собрание «жителей Советского района, проживающих в городах республики...» которое решило (!), что их район целесообразно переименовать в Исламский район.

«Интересное начинание, между прочим», подумал я, вспомнив изречение Ф. Искандера и, действительно, начинанием заинтересовались - «Даг. прав да» от 30.01.1993 г. сообщает о собрании в Махачкале выходцев уже из Гумбетовского района...

Таким образом, с одной стороны, горцы, проживая на Равнине, отстаивают свои права на владение землей в горах, с другой - они создают на Равнине (в Махачкале) организации для достижения неких туманных, нарочито невнятно формулируемых пока целей и здесь, на Равнине.

Получается, что одни общества, землячества свободно осуществляют на Кумукской равнине свою, в той или иной степени, юридически грамотную деятельность, а другим - кумукам, коренным жителям Равнины, правоохранительные органы «помогают», проводя с ними на страницах республиканской печати занятия по ликвидации их юридической «безграмотности», загоняя их в тесный загон в своих интересах интерпретируемого «Закона».

 

Где же он, этот «Закон», почему бездействует, когда нужно бы остановить массовую стихийную миграцию на Кумукскую Равнину, массовый самострой, обитание огромного количества людей без прописки в городах (как сообщил на XX сессии ВС РД его Председатель М-А. М. Магомедов, только в Махачкале около 40 тысяч не прописанных граждан, что, несомненно, является одной из причин роста преступности), изгнание из Дагестана угрозами, психическим террором представителей некоренных народов и скупка по низким ценам их домов, что также приобрело уже массовый характер.

Представители других народов, живя на Равнине, думают об обустройстве, заботятся о судьбе своих родных земель в горах, и это естественно, но такая их активность считается, видимо, законной, если правоохранительные органы не предъявляют им претензий. Почему же кумукам нельзя самостоятельно решать свои, даже внутрисельские дела без того, чтобы тут же не появлялись извне «правоучители»? Что, «законы» писаны только для кумуков?!

Мне, разумеется, и «дела нет» до деятельности представителей других народов. Я просто привел здесь ряд примеров из прессы для демонстрации разительного контраста профессионального интереса правоохранительных органов в Дагестане - сверхбдительность по отношению к событиям в среде кумукского народа, постоянное стремление «поуправлять» ими в антикумукских целях, и полная безучастность к деятельности организаций и активистов других народов.

 

Вот несколько примеров того, как в Дагестане «Закон» проявляет себя в делах касающихся кумукского народа.

Осень 1991 г., общекумукская забастовка с протестом против, антикумукски направленного террора в республике, ряда зверских убийств.

Как же действует «Закон»? Дагестанский «Закон» в те дни фактически занял, фигурально выражаясь, следующую позицию - «... вы, кумуки, вместо того, чтобы молчать, когда вас убивают, грабят на вашей земле и в ваших домах, устроили многодневную забастовку, перекрыли дороги и нанесли большой материальный урон населению Дагестана, - чем и нарушили «Закон»...»…

Осень 1992г., мирная законная демонстрация протеста двух десятков людей в районе Караман-тёбе с целью привлечь внимание властей республики к ускоренному продолжению строительства в этом районе населенных пунктов для массового переселения на кумукские земли совершенно другого (лакского) народа, что нарушало договоренность, достигнутую прежде с Верховным Советом РД.

Власти не оставили без внимания протестующих - послали более 300 милиционеров, ОМОН с категорическим приказом ликвидировать палаточный лагерь. Участники ненасильственной демонстрации были жестоко избиты сотрудниками МВД, потом их же, не нарушивших никакой закон, пострадавших, пытались судебно преследовать.

Далее, многочисленные, но тщетные попытки правоохранительных органов Дагестана обвинить Кумукское Народное Движение «Тенглик» в антиконституционной деятельности и многое другое.

Вот так работает в Дагестане «Закон» в отношении кумукского народа.

Мы говорим властям - нас бьют, убивают, защитите или уйдите, если не справляетесь со своими обязанностями.

«Закон» говорит - не бастуйте, идите и молча работайте, а то Дагестану «будет материальный урон».

Мы властям говорим - без разрешения кумукского народа не заселяйте кумукские земли.

«Закон» говорит - не смейте даже упоминать о кумукских землях, этим вы нарушаете «Закон» и т.д.

* * *

Статья «Уважать и исполнять закон» (кстати, никем не подписанная!) имеет целью, растиражировав на всю республику статью из газеты «Буйнакские известия», послужить поводом для республиканской прокуратуры назидательно распространять ценный опыт прокуратуры Буйнакского района («прокуратура республики одобрила положительный опыт работы Буйнакской районной прокуратуры», сказано в статье) по всему Дагестану.

А направлена статья, конечно, в адрес кумукских районов и селений, точнее, их руководства, потому, что авторы статьи требуют строгого спроса «...вплоть до руководства районного масштаба...».

Что это означает? Будут заставлять сельсоветы, сельские общины, например, в кумукских селениях прописывать у себя некоренных жителей и выделять им землю? А как же «Закон о местном самоуправлении», международные законы, нормы и соглашения?!

Амин БАММАТУЛИ

Размещено на сайте 26.07.2010

на верх


Размещено на сайте 26.07.2010

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru