Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 13, Июль 1993 г.




Слово, богатое, как сама жизнь…

(Продолжение. Начало в № 10, №12)

Население Турана и Хазарии составляли оседлые народы.

Они создали большие государства с множеством городов-крепостей и сел с развитыми ремеслами, сельским хозяйством, животноводством.

Эти государства, возникавшие, процветавшие и распадавшиеся за промежуток времени, исчисляемый несколькими сотнями лет, были мощными жизнеспособными образованиями, сумевшими достаточно справедливо для своего времени сбалансировать интересы разных слоев населения.

Легко можно доказать, что гунны, савэры, барсэлы, их потомки - хазаро-кипчаки не были «кочевниками».

Кочевник - тюркское слово, и хазаро-кипчаки назвали этим словом племена, появившиеся в Туране в конце IX в. с первыми азиатскими «монгольскими» волнами с востока.

Кстати, тюркским является так же и слово «калмык», что означает «пришедший и оставшийся». Так называли монгольские племена, оставшиеся на северо-западе Каспия, не вернувшиеся, в отличие от других сородичей, на свою родину в Монголию.

Итак, кочевник. Кочев - это измененное гёчюв, что по-тюркски означает «переселение». Окончание -ники требует более подробного анализа.

В хазаро-кипчакских языках окончание -ники используется для обозначения принадлежности кого-то или чего-то определенному субъекту, или объекту и является ответом на соответствующий вопрос Ким ники?, т.е. - чей?

Например, в кумукском языке вопрос - ким ники бу уьй? (чей этот дом?), ответ - Атам-ники (моего отца). Вопрос - ким ники бу яш? (чей это ребенок?), ответ - Хоншу-ники (соседа) и т. д.

Так вот, слово кочевник(и) по-тюркски означает «дети, потомки, племена, не оседлых, а «кочующих» народов» - гёчюв-ники.

Таким образом, хазаро-кипчаки в этом определении четко характеризовали отличающийся от своего образ жизни азиатских (монгольских) народов. Эти народы и племена, которые исторически выбрали тип экономики, связанный почти исключительно со скотоводством, вынуждены круглогодично мигрировать со своими стадами по климатически циклическим маршрутам пастбищ.

* * *

Большинство украинских и русских фамилий имеют редуцированные окончания – ники.

Это фамилии, которые возникли в славяно-половецких сообществах, как определение происхождения человека через «принадлежность к своему отцу», через имя отца, и, со временем, превратилось в официальную фамилию рода, семьи.

Например, тюркский вопрос - ким ники о? (чей он?), ответ – Василий- ники о (он – Василия, т.е. «он – Василия сын»).

«Василий-ники-о» со временем превращается в фамилию Василенко.

По этой же схеме возникло слово для обозначения «не-кочевников», т.е. «себя», «своих», потомков хазаро-кипчаков.

Слово это - озорник, которое происходит от слов Хазар и Ники, т.е. «ребенок Хазара, потомки Хазар».

Надо иметь в виду, что в тюркских языках, как и в европейских языках, есть звук, который в латинской графике отображается буквой Н и произносится не как русское Х, а с мягким придыханием и сохранился в современном украинском языке.

Поэтому в слове озорник в русском написании первый звук Н не прописан, за неимением таковой буквы в русском алфавите.

А в слове хазар (Hazar) сделана вынужденная, но не адекватная попытка отобразить этот звук буквой Х.

 

В современном русском языке слова озорник, озор-овать, озор-ство (кстати, то что эти слова произносятся через А, является лишним свидетельством их «родства» со словом хазар) имеют мягкий, «свойский», по родному, даже с любовью, укоряющей за баловство, смысл.

Видимо, не злобивыми, не ожесточенными, не кровавыми были набеги хазарской молодежи к соседним, породнившимся уже, поселениям славян, набеги, которые имели целью не грабеж и насилие, а только демонстрацию молодеческой удали, может, быть, сговорившись с друзьями, похитить давно приглянувшуюся девушку, но, в основном, цели были все же «спортивные» - обучение молодежи воинскому искусству.

* * *

Современный «русский народ», его культура, язык - это плод, возникший в результате слияния восточно-европейских славян и тюрков.

Насколько помнит История, такое слияние со славянами началось с гуннов и скифов во времена «Великого переселение народов» (начало нашей эры - первые столетия н. э.), затем, имевший очень бурный характер, процесс слияния с потомками гуннов хазаро-кипчаками (конец первого - начало второго тысячелетия н.э., и, особенно, - в период нашествия монголов, во время распада Хазарского каганата)

А позже развиваются процессы формирования Терского, Кубанского, Донского и Запорожского казачеств на основе хазаро-кипчакского населения распадающейся Хазарии, и этот процесс продолжался вплоть до конца ХIХ века.

Весьма показательно, что еще в середине ХIХ века в казацких семьях женщины и дети говорили только на кумукском языке, а мужчины, в основном служившие в составе царских войск, по необходимости выучивали также и государственный – русский язык.

* * *

Своеобразными указателями на исторические территории Хазарского каганата являются сегодня кумукские селения в Чечне – Брагуны, Виноградное, Дарман-сув, а в Северной Осетии – село Кизляр и т.д.

 Названия всех рек в этом регионе хазаро-кипчакские - Терекдерево», т.е. река с устьем разветвленным, как крона, либо корни дерева), Кубанькъобагъан», «кёп агъан», «много текущий», вспучивающийся во время весеннего таяния горных ледников), ДонАна-Долын» - «мать-река», «обильность, изобилие», по этой же схеме так названо и «сердце» Турции - Анад(т)олия.

От тюркского Дол-тол -широкая полноводная река», «обильность, изобилие») происходит русское долина.

Термином т(д)олынанаполняется») тюркские народы называли гигантские водосборные впадины в рельефе земной коры, которые наполняясь водой, стекающей с окружающих возвышенностей, гор, формируют полноводные реки и являются их руслом.

В этих географических образованиях тысячелетиями накапливалась плодородная земля, что и, являлось причиной предпочтительного заселения тюрками именно долин.

Весь регион севернее Кавказа между Каспием и Азовом является для хазаро-кипчаков Анадол («мать река»), т.е. ойкуменой, тысячелетним доменом хазаро-кипчакского этноса.

И то движение в среде современных казаков, которые желают возродить свое прошлое - это зов предков, ими самими неосознаваемая пока, тяга к тюркским корням чистого, человеколюбивого, демократического патриотизма и патриархальности, богопочитания и движение это неодолимо, раз семидесятилетний коммунистический геноцид не сумел уничтожить этот дух, а по-тюркски - рух (ruh).

Таким образом, в домонгольский период определенная часть хазаро-кипчаков (половцев) ушла из степной части Хазарии и слилась с населением современных территорий Украины и Московии.

А в постмонгольский период, оставшаяся на своей родине и укрепившаяся в предгорьях и ущельях высокогорий северного склона Кавказа, народы хазаро-кипчаков (кумуки-балкары-карачаи) частично вернулись на Равнину от Каспия до Черного моря, и позже, оказавшись в сфере расширяющейся Российской империи, вошли в ее состав.

* * *

Экономическая мощь Хазарии, зиждилась с одной стороны на развитом животноводстве, земледелии, ремесленничестве, а с другой - на доходах, складывавшихся из налогов на таможенных постах с многочисленных торговых караванов за обеспечение их безопасности на главных мировых торговых путях «Великого шелкового пути», идущих из Азии двумя потоками.

Первый маршрут – севернее Каспия, из Турана (Индии, Китая и т. д.), и второй - вдоль западного побережья Каспия (через Дербент, по территорий современного Дагестана) - из Ирана, арабских стран, Индии.

Потоки эти, слившись, тянулись на Запад вдоль северного склона Кавказа, и, наконец, преодолев Днепр, через наиболее удобный брод в районе современного Киева, добирались до Европы. Обратный путь - по этому, же маршруту.

Таможенными пунктами были: на юге - Дербент, а на севере - в устье Волги - несколько пунктов, один из которых со временем превратился в столицу Золотой Орды - Сарай, а на Западе - Киев, первоначально безвестное место, удобная переправа, брод, где расположилась таможня, и небольшая крепость охраны, которые позже, по причине удобного расположения и усиливающейся торговли, превратились в крупный город.

После того, как основные торговые пути «восток-запад» из ЕвраАзии, Турана переместились на юг - «лавандовый путь» на Аравийском полуострове, океанический путь из Китая, Индии, через Аравию, Средиземное море в Европу, тюрки (огузы и ккипчаки) двинулись в Анатолию, где еще в древние времена жили предки современных тюрков - народ хетт, которые имели в Малой Азии мощное государство на равных соперничавшее с египетскими фараонами, и восстановили свой контроль над определенными зонами мировых торговых путей «восток-запад».

* * *

В период расцвета Хазарии многие соседние народы искали у нее поддержки, стремились заключить с ней союз. По традиции тех времен, военные союзы закреплялись женитьбой зависимых князей, их сыновей, на принцессах могущественных хазарских ханов, бийев.

Часто это практиковали цари, высшая аристократия Ирака, Ирана, Грузии, Византии,

Например, хазарская принцесса Чечек (цветок) известна в истории, как византийская императрица Ирина.

 

Также часто женились на дочерях ханов, ища их поддержки в своих междоусобных распрях славянские князья, чьи владения располагались в верховьях и по среднему течению Днепра, т. е. они являлись зятьями хазарской знати.

В хазаро-кипчакском языке (в современном кумукском тоже) зять обозначается словом гиев .

Возможно, на самую важную западную таможню, где собиралась половина ежегодного налогового дохода, военачальником хазарские Каганы ставили самого доверенного, близкого князя-зятя, и поэтому хазарские ханы называли этот небольшой в то время форпост на Днепре «город-стан зятя», т. е. «Гиев-стан», что со временем превратился в Киев.

 

Это подтверждается многими доказательствами: и тем, что многие князья Киевской Руси на 3/4 по крови были хазары (см. генеологию князей Киевской Руси в книге Н. А. Баскакова «Тюркская лексика в «Степи», 1985), и тем, что на стенах Киевского собора святой Софии еще в XI веке, т. е. сразу после его возведения, среди славянских надписей были нанесены двуязычные тюрко-славянские надписи. Например, поминальная в честь двух знатных лиц, которые и в христианстве сохранили: один - свое тюркское имя, другой - тюркский титул (журн. «Вопросы языкознания», 1991, №-2, статья О. И. Пришак).

Кстати, печенеги, вперемежку с половцами и кипчаками фигурирующие в русских, летописях, это не какое-то отдельное племя-этнос, а всего-навсего семья, род-клан, и «люди» каких-то двух тюркских ханов женатых на родных сестрах, т. е. они стали родственниками, женившись на сестрах.

Печенег - это искаженное бажа-накъ, так в тюркских языках называются двое мужчин (и вся их родня), женившиеся на родных сестрах.

Таким образом, ханы, или хан и славянский князь, женившись на дочерях хазарского хана, становились друг для друга (так их и называли) бажа.

Отсюда и фамилии Бажановы и грузинское имя Важа и т.д. и т.п. Думаю, что слова обо(а) жать, уважать, уважить, также происходят от слова Бажа-важа.

И сейчас еще у тюркских народов принято подчеркнуто демонстрировать особую обходительность, учтивость и почет при приеме бажа в качестве гостя.

 Бажанакъ результат слияния двух слов - бажа и къонакъ (гость).

И бажа, в свою очередь, на первых порах держался сухо, официально, «застегнутым на все пуговицы», чтобы произвести больший эффект на новых родичей.

Со временем, именно такой стиль, манеры стали ассоциироваться со словом бажа и зафиксировались в русских словах важно, важный...

 

А то, что в современных украинском и русском языках очень много тюркских (хазаро-кипчакских) слов, факт общеизвестный и свидетельствует это о том, что слияние хазаро-кипчаков и славян носило массовый характер, и не ограничивалось породнением только их аристократий.

(Продолжение следует)

Амин Ибрагим БАММАТУЛИ

Размещено на сайте 25.07.2010

на верх


Размещено на сайте 25.07.2010

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru