Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 9, Февраль 1992 г.


Визиты…

За последнее время Издателю довелось встречаться и беседовать с рядом зарубежных корреспондентов - Дж. БИЧЕР, Л. ЛЕ-КОРНЮ, С. ГОЛДЕНБЕРГ (газета «Гардиан», Лондон).

* * *

Несколько дней провела в Дагестане доктор философии Джоан Бичер, аналитик-советолог радио «Голос Америки» (Вашингтон).

Посетив по нашему приглашению редакцию газеты, она рассказала о целях своей поездки, поделилась первыми впечатлениями.

До приезда в Дагестан она побывала в Чеченской республике, где интервьюировала президента Дж. Дудаева, который ей показался наиболее интеллигентным в круге лиц, выдвинувших его и обладающих реальной властью.

Рассуждая по поводу закавказских проблем, она сказала, что не считает эти конфликты чисто религиозным противостоянием Ислама и Христианства, как интерпретирует ситуацию в Карабахе многие ее коллеги по радио «Г. А.».

Основной же целью ее приезда в Дагестан было желание поближе ознакомиться, изучить ситуацию, в какой оказался Кумукский народ в бурный период развала СССР и формирования новых суверенных этно-политических образований на территории бывшей империи.

Г-жа Бичер побывала в штабе КНД «Тенглик» в Коркмаскале, где имела обстоятельную беседу с Салавом Алиевым, затем присутствовала на встрече руководства КНД с аксакалами, имамами кумукских селений, где старейшины болезненно остро высказывались по поводу современного положения Кумукского народа и в категорической форме потребовали от руководства КНД сделать все чтобы не допустить еще одно массовое, запланированное переселение на Кумукскую территорию севернее Махачкалы.

На следующий день гостья из США посетила лагерь забастовщиков около Хасавюрта. Она была поражена тем, до какой крайности доведен многолетними, многообразными притеснениями Кумукский народ, если он вынужден был в отчаянии выйти в чистое поле и окопаться там в непогоду.

Она спустилась в землянку и беседовала там с группой женщин, фотографировала все свидетельства народной беды кумуков.

Я, автор этих строк, уж и не знаю, как можно будет (т.е. как только унизительно нельзя будет использовать) комментировать эти снимки из «подземелья» большевистского райя конца XX века, там…, в США…, в «стране небоскребов», живущей уже в XXI веке.

Слушая наш рассказ о событиях прошедшей осени на Кумукской равнине, г-жа Бичер отметила, большое сходство нашего положения, когда кумукский народ, желая сохранить свою землю, этнос, культуру пытается вырваться из тисков микроимперии «Дагестан», с ситуацией двух, трехлетней давности в Прибалтике, когда и они начали «поход к Свободе» и вырвались-таки из опостылевших объятий «Большой империи» - СССР.

Г-жа Бичер все эти дни регулярно! передавала по телефону в «ГА» краткие репортажи, а когда вернется домой, будет готовить серию передач о своей поездке по Кавказскому региону.

Она обещала, как возможно полно и объективно, информировать слушателей «ГА» о проблемах и планах на самоопределение Кумукского народа.

* * *

Визит из-за пролива Ла-Манш в Кумукию молодой англичанки госпожи Лауры Ле-Корню (корреспондент информслужбы CRG, работает на турецкую и две европейские газеты) был, разумеется не случайным.

Она, имея широкие связи в среде журналистов тюркского мира, узнала о том, что Ассамблея Тюркских Народов (АТН), планирует провести в Кумукии Учредительную конференцию «Кавказско-Черноморского Сообщества» АТН.

При содействии азербайджанской партии «ТУРАН» она сумела и успела, пробившись через границу, которая прежде была «на замке», прибыть в Коркмаскалу к началу работы Конференции.

Г-жа Ле-Корню хорошо знает турецкий язык. Погружение в историю и в быт тюркских народов, которое она совершила, прожив четыре года, в Турции, послужило для нее откровением. Она изучала и поняла, что тюркский этнос - это один из основных элементов, сформировавших мировую человеческую цивилизацию.

Ей всегда странно было видеть, что тюркский этнос разделен «идеологической границей» СССР, официально проповедовавшей «интернационализм» и «дружбу народов».

Теперь, когда появилась возможность свободно ездить в эту прежде «запретную зону», и когда она узнала о намечаемой Конференции тюркских народов, ей хотелось лично присутствовать там, побеседовать с простыми людьми, с лидерами этих народов. Она интересовалась тем, как относятся тюркские народы нашего региона к Турции, каким хотели бы видеть ее роль в возрождении своей государственности, а также идеями формирования новой политики взаимоотношения с нетюркскими народами Кавказско-Черноморского регионам

Уезжая и подытоживая свои впечатления о Кумукском народе, она отметила парадоксальное сочетание в тюркском характере непреклонной решимости добиваться суверенитета с понятием «сабурлукъ» (мудрая сдержанность).

Редакция

Размещено на сайте 28.06.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru