Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 9, Февраль 1992 г.


Боз Курт - Гёк Бёрю

С образом мифического Боз-Курта («серого волка») у Огузских тюркских племен, или Гёк-Бёрю («сизый, синий, небесный волк») у Кипчакских тюркских племен на протяжении веков очень тесно были связаны жизнь и быт тюркских народов, что во многом было обусловлено жизненной философией и длительной историей их этнического вызревания.

В наших мифах, легендах и дастанах, в которых воплощена идея о моральном единстве и сплоченности народа, Бозкурт всегда предстает в роли некоего хранителя рода, В этом смысле огромную историческую значимость представляют фольклорные образцы, передававшиеся от поколения к поколению и, ценою нелегких поисков, обнаруженные в письменных источниках. Имеющиеся в них различные сюжеты дают возможность для объективной оценки и должного восприятия духовного мира тюрка.

Для более полного понимания сути вопроса желательно бросить беглый взгляд на роль и место Бозкурта в тюркской истории, литературе, философии.

О происхождении племен Гёк-Тюрк («небесные, синие тюрки») от Бозкурта повествуют мифологические сюжеты, большая часть которых содержится в китайских источниках. Один из таких сюжетов о генеологии Прототюрков сводится к следующему:

«Племя Ашина из рода ГУ-ИНГ-НУ («ГЮН-ню Халкъы» - «Народ Солнца», т.е. «солнцепоклонники») подвергается внезапному нашествию извне. Кроме мальчугана десяти лет, все члены этого племени погибают. Ребенка же с отсеченными руками и ногами оставляют в болоте, обрекая его на смерть. Там мальчугана находит Волчица и, залечивая его раны, спасает от верной смерти.

Ребенок растет, становится юношей и от него беременеет Волчица. Враги, узнав, что ребенок все еще жив, намереваются снова захватить и убить его. Но Волчица перепрыгнув через Великое море от запада к востоку, прижав к своей груди юношу, и во второй раз спасает его от гибели. Затем, забравшись в пещеру, рожает десятерых детей. Один из них получает имя своего племени Ашина».

В этой легенде Бозкурт дважды спасает «Отца тюрков» и обеспечивает продолжение рода. Таким образом, он выступает здесь в роли гаранта бессмертия Тюркского рода.

Согласно другому повествованию, «Отец тюрков» является выходцем из страны, названной в китайских источниках Со. Правивший в этой стране царь А-Панг-Пу имел шестнадцать братьев.

Рожденный от Волчицы, один из них, еще будучи ребенком, мог вызывать и останавливать ветры, дожди. Однажды на страну Со нападают чужеземцы и в результате учиненной ими бойни в живых остается он один.

Став юношей, он женится и в последствии имеет четверых сыновей. Старший сын однажды собирает все соседние племена и дарит им, мерзнущим от сильного холода, огонь. За благородный поступок они избирают его своим главой. У этого правителя по имени Но-ту-лу Шад рождаются много сыновей. Выбор падает на одного из них, который-то и получает власть. Нового правителя зовут Ашина.

В этой легенде правитель - внук Бозкурта спасает вымирающих от холода тюрков и дарит им вторую жизнь. Уцелевший же от кровавой бойни ребенок, упомянутый в предыдущем примере, за свою жизнь в долгу перед Бозкуртом. В обоих случаях хранителем тюркского рода выступает Бозкурт.

 

Признаки верования, связанного с Бозкуртом, присутствуют в фольклорных материалах, касающихся не только Гёктюрков. Возвышение Бозкурта как хранителя рода присуще мышлению всех тюркских народов. ПОЭТОМУ, ОБНАРУЖЕННЫЕ В ДРЕВНИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПЛЕМЕНИ ПРИЗНАКИ ВЕРЫ В СВОЕ «ВОЛЧЬЕ НАЧАЛО» ПОЗВОЛЯЮТ СУДИТЬ О ЕГО ТЮРКСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ. Характерным примером для таких текстов является следующее повествование:

«Правитель Ву-сун однажды проигрывает битву, и его семью истребляют враги. Остается в живых лишь малолетний принц, которого берет под свою опеку и кормит молоком Волчица. Через некоторое время Гунны узнают о спасении этого ребенка. Их правитель велит привести принца к нему. Вырастив ребенка, правитель вновь возвращает его на свою родину и дарит ему власть».

Образ Бозкурта фигурирует в мифологии таких древних народностей, как Кау-Чинг, Тинг-Линг, Толос и др.

Верование же Гуннов в свое «волчье происхождение» более определенно представляется в следующем сюжете.

«Правитель Гуннов Азии, который происходит от богов, имеет двоих дочерей-красавиц. Желая выдать их замуж не за человека, а за бога, он приказывает построить высокую башню и там размещает дочерей. Однажды к башне подходит Волк и, кружась вокруг нее, беспрерывно воет. Одна из девушек, поверив, что сей волк и есть божий посланник, помогает ему взобраться на башню. От волка она рожает детей. От этих-то детей берут свое начало Уйгуры».

Разные мифологические вариации о происхождении тюрков от БозКурта - ГёкБёрю встречаются у Куманов, Булгар и др.

Важную роль играет Бозкурт в известном дастане «Эргенекон». Тюрки чувствуют, что им стало тесно в Эргенеконе. Они расплавляют гору из металла и выбираются оттуда через узкий проход. На выходе встречают Бозкурта, который указывает им дорогу.

Аналогичную функцию Бозкурт выполняет в дастане «Огуз Каган». Согласно преданию, Огуз, став Каганом (правителем), решил отправиться в поход в четырех направлениях. На западе, где он становится очевидцем переселения племен вдоль Эдиля (р. Волга), маячит Волк с синим волосяным покровом, который подходит к Огуз-Кагану и говорит: «Эй, ты, Огуз! Я знаю, что ты хочешь, завоевать земли Урума. Я укажу тебе дорогу, пусть следует за мной твое войско».

Огуз-Каган видит, как движется за волком его войско. Через несколько дней волк останавливается. В том месте, где по приказу Огуза войско останавливается, происходит битва. Войско Огуза одерживает победу. На востоке он опять встречает того волка с синей шерстью. И в этот раз волк говорит Огуз-Кагану, чтобы он вместе со своим войском следовал за ним. Через некоторое время, когда волк исчезает из поля зрения Огуз-Кагана, он велит войску остановиться и разбить там шатры. Во время битвы с Джурджед-Каганом Огуз побеждает врага и захватывает его земли. И на юге благодаря Бозкурту земли Хинта, Тангута попадают под владычество Огуза.

В этом повествовании проскальзывает вера в то, что Бозкурт был послан Огуз-Кагану Богом. Именно это и символизирует небесный, синий цвет шерсти Бозкурта.

Плодом мифотворческой фантазии более позднего времени является «Легенда о переселении». В ней повествуется о том, что после завоевания китайцами Кут-даг, страна тюрков страдала от нехватки источников жизни, от несчастий и тюрки вынуждены были переселяться. В это самое время появляется Бозкурт и в нужном направлении ведет за собой народ.

Разнообразные сюжетные вариации показа этой роли длительное время существовали в виде устного народного творчества. Излишне подчеркивать их значимость для отображения некоторых исторических событий во времена отсутствия письменности.

Они ценны тем, что определенные символические сюжеты в них раскрывают образ мышления и психологический склад нации, свидетельствуют о ее древних верованиях и, несомненно, являются отголосками неких важных общественно-политических событий и потрясений в истории становления тюркских народов.

Почти во всех тюркских мифах, легендах, дастанах, в мифологических текстах БозКурт - ГёкБёрю выступает в роли Отца, Вождя или Спасителя.

Эти верования тюрков делятся на три части: вера в Бозкурта как Отца- основателя рода; вера в Бозкурта как Вождя племени; вера в Бозкурта как Спасителя всех Тюркских народов.

Первое наложило отпечаток на формирование у тюрков с древних времен таких качеств, как гордость, уверенность в своих силах, оптимизм в отношении своего будущего. Выступая в некоторых сюжетах в роли матери или отца, Бозкурт появляется в основном в те исторические моменты, когда тюркский род находится на грани вымирания и стоит у истоков возрождения рода.

Бозкурт также является незаменимым наставником, вождем, выведшим тюрков на путь боевых побед в периоды, когда бурлила их национальная жизнь и они совершали великие походы. Так, в дастане «КутДаг» Бозкурт выступает как национальный вождь.

Бозкурт появляется и в минуты, когда тюркам грозит гибель, и спасает «последнего тюрка», берет его под свою защиту и одаряет его родительскими ласками. Бозкурт, явившись будто бы из неведомого мира, спасает тюрков от полного физического уничтожения, вырывает их из лап неминуемой гибели, указывает им верный путь.

Миссия Бозкурта как вождя тюркской нации в дастанах «Эргенекон», «Огуз-Каган», и «КутДаг» имеет весьма символическое значение. Построенные в них сюжеты служат пониманию и воспитанию тех качеств, которые исторически необходимы для роста и укрепления нации.

Например, поведение Бозкурта в эпизодах, когда тот, держа в своих объятиях последнего тюрка, перепрыгивает через Великое море, и вновь спасает его, является воплощением идеи о тюркском единстве, обеспечивающем мирную, счастливую жизнь тюрка в необъятном географическом пространстве. Вера в эту идею, стремление к единству всегда помогали тюркам. Предание ее забвению оборачивалось для них страданиями. От этих страданий опять же спасал Бозкурт, точнее, заложенная в нем великая идея...

БозКурт - ГёкБёрю есть только символ, и тюрки относятся к нему как к символу, нисколько не обожествляют его...

Признание Бозкурта как «Отца» для непосвященного человека может создать впечатление об этом веровании как о религиозном. Однако известно, что религиозность в таком случае была бы связана с тотемизмом, который как раз таки и отсутствует у тюрков. Присущие тотемизму правовые и социальные аспекты противоположны тюркскому мышлению.

Тотемизм отдает предпочтение матери, общественной собственности, обусловливает родственные связи верой в единый тотем.

Тюрки же предпочтение отдают отцу, частной собственности. Родство по крови у них считается определяющим критерием родственных связей.

Кроме того, тотемизм, предполагает веру, в разные тотемы для народностей с общими историческими корнями.

Но для всех тюрков БозКурт-ГёкБёрю – един!

 И, наконец, там, где распространен тотемизм, поклоняются тотемам, руководствуясь религиозными мотивами.

Преклонение же перед Бозкуртом исходит не из религиозных, а из национальных чувств...

Алтан Делиорман
(журнал «Хазар», г. Баку, 1991, № 1)

Размещено на сайте 28.06.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru