Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 8, Январь 1992 г.


Русский или обрусинный?

Пусть эти записки будут приглашением к разговору, который уже долго идет на страницах «Литературной России», журнала «Наш Современник» и других изданий, но которому хотелось бы придать качественно иной поворот.

Тема русского народа - огромна и вечна, как и сам народ, однако почему ее выставляют, как мне кажется, нарочито однобоко, выпячивая лишь славянское начало нашей истории? Намеренно? Или по незнанию?

Я - кумук, мой народ живет в равнинном и предгорном Дагестане. Мы, кумуки, тюркоязычный народ и, если следовать сложившей практике, никакого отношения к русский истории не имеем. Подумаешь, какие-то кумуки, какой-то малочисленный народ. Если бы!...

* * *

Из отечественных учебников истории, по-моему, вообще ничего невозможно узнать об огромном государстве тюрко-язычных народов, о Дешт-и-Кипчак, которое прежде существовало на территории современной «России».

Еще его назвали «Великая Скифь» или просто Половецкое поле. То, была, без преувеличений, величественная страна, по размерам больше империи Александра Македонского, даже больше Римской империи - «в длину Дешт-и-Кипчак простирался на восемь месяцев пути, а в ширину на шесть месяцев», так написано в древних арабских книгах.

Государство делилось на каганаты. На севере Половецкое поле подходило к Москве-реке, западные, самые удаленные свои земли половцы-кипчаки называли каганатом «Украина» или «Окраина», там правил как и в Хазарии, например, каган (князь князей), любопытно, что и первые русские князья в Киеве тоже (почему?!) назывались каганами...

Сотни лет, вплоть до появления Руси, от Дуная и южнее Москвы-реки лежали половецкие земли.

Лежал, например, город Тула, где жили оружейники и ремесленники. Слово «тула» по-тюркски означает «колчан, набитый стрелами», тола, тол-гъаннаполненный, снаряженный.

Именно с колчанами, набитыми, стрелами, уезжали отсюда воины-степняки. В те времена здесь выплавляли металл, делали кольчуги, шашки, остроконечные шлемы и, конечно, самовары - как же Тула и без самоваров.

Правда, правильнее произносить «сумавар». «Сув» по-тюркски значить «вода». Слово «сумавар» означает – «сувум +в-бар», т.е. «у меня есть вода!».

Эти простейшие кипятильники еще две тысячи лет назад стояли на повозках каждой половецкой семьи, занятой скотоводством. Ведь кочевое скотоводство было любимым занятием половцев. Любимым, но не единственным.

Откуда же пришли в III-IV веке эти гордые кочевники в степи Европы? Какая сила раздвинула им горизонты и положила к их ногам столь огромные пространства? К сожалению, наша отечественная наука об этом опасливо умалчивает (или, вправду, не знает?), представляя половцев только дикими ордами.

* * *

Когда-то примерно за тысячу лет до нашей эры, в предгорьях Алтая, в самом центре Азии, жили племена, поразившие воображение древних китайцев своей необычной внешностью.

«Белокожих, светловолосых, светлоглазых» своих соседей китайцы, судя по их летописям, называли «динлин». Видимо, то были родичи киммерийцев и скифов, живших прежде в тех же местах. Как они сами называли себя? Неизвестно. Возможно, кипчаками. Или тюрками.

Мудрый, очень мудрый народ жил в предгорьях Алтая. И очень наблюдательный. Его историю довольно подробно исследовал академик А. П. Окладников, который немало написал о тех давних временах. Наскальные рисунки, каменные орудия. Но мало кто знает, что именно на Алтае эта «дикие» тюрки или кипчаки - «как их там?» - придумали и построили кузнечные горны. Событие мирового значения! До этого в мире не было технологии плавки железа. Она появилась на Алитае - и закончился бронзовый «век» в истории человечества.

Железо, именно оно и положило мир к стременам тюрков. А острие сабли, мечи, шашки (все тюркские слова!)- кстати, тоже их изобретение, лишь подтвердили право сильнейшего.

«Бесспорно, что эти пришедшие с Востока народы внесли большой вклад в распространение металлургии и металлообработки», - пишет теперь немецкий профессор-металлург М. Беккерт. А наши? О древнейшем железоделательном центре, выходит, не знают? Ни слова. Как воды в рот…

Клянусь, удивляет, с какой же изощренно выскобленной историей мы живём. Почему в ней все так искажено, переиначено, процежено, будто за нами и не мир был вовсе, а кривое зеркало, в которое мы должны видеть своих предков либо кем-то изуродованных, либо размалеванных? Зачем мы скрываем от себя то, что давно известно во всем мире? Право же, обитая среди кривых зеркал истории, люди и сами духовно становятся уродами.

* * *

Вот о моих предках, о половцах, традиционно говорят не иначе как о «диких кочевниках» забывая добавить, что они, по крайней мере, на тысячу лет раньше славян научились обращаться с металлом, были непревзойденными металлургами, кузнецами, ювелирами, воинами.

Сомневающимся советую посмотреть «Византийские исторические сочинения» И. С. Чичугова.

Так что, выходит, не только кочевым скотоводством славились половцы. Землю они возделывали не хуже соседей, потому что ценили мучные блюда, понимали в них толк. А рецепты их не забыты. Сегодня любой кумук узнает в древнейшей половецкой кухне свои национальные блюда.

В XIII веке к нашему народу пришло это новое имя - кумуки, раньше нас называли по-старому: половцы или хазары, либо кипчаки или тюрки.

Обилие названий не меняло сути, народ-то оставался тот же самый тюркский.

Хотя, если задуматься, кому нужен весь этот лабиринт имен? Зачем? Чтобы запутать? Или чтобы разделить и властвовать? Никто же не делит, например, русских по географическому признаку на новгородских, псковичей или владимирцев, хотя когда-то такое «географическое» деление русского народа было очень распространено... Сколько же в отечественной истории всего необъясненного!

* * *

Вспомним, по земле Дешт-и-Кипчака пролегал великий торговый путь из Европы в Азию – Шелковый Путь.

 Византия, например, получала, судя по историческим документам, от половцев золото, которое привозили с Урала, меха, которые добывали на Севере, в «Стране мраков», даже торговлю китайским шелком половцы держали в своих руках, особенно после потери Византией влияния на Египет и Сирию. Но по «шелковому пути», как известно, караваны шли не только с грузами. Из далеких стран поступали и духовные богатства.

От караванщиков половцы узнали о Христе, творящем чудеса. С каждым годом больше и больше света религии Христовой проливалось по миру, о новом Боге не только узнали, но ему, Всевышнему, начали поклоняться. Видимо, каганат Хазария первым в Дешт-и-Кипчаке склонил голову перед крестом, первым перекрестился, ведь Хазария была ближе к тогдашнему христианскому раю, к Византии. Ближе по духу и географически.

Потом свет лампады пролился и дальше - на север, на запад Дешт-и-Кипчака. Наверняка, этому помогла политика иконоборчества правителей Константинополя, она в VIII веке сильно выхлестнула потоки иконопочитателей в соседние с Византией государства. Главным образом на север и потянулась христианская мысль.

С той поры едва ли не в каждом половецком городе появились церкви, и люди просыпались теперь под звон колоколов. Я не преувеличиваю, а лишь повторяю слова арабских путешественников о моем народе: «. . . известному под именем кипчаков - христианской веры».

Правда, в середине VIII века арабский халифат пытался было вмешаться в духовную жизнь Дешт-и-Кипчака, предложив им своего Бога -Аллаха, но мусульманство не прижилось в христианской среде. Стрелы шиизма пролетели мимо.

Тема распространения религии, безусловно, интересна сама по себе, и чтобы не развивать ее, лишь замечу, а не от «диких» ли половцев пришла на Русь весть о светлом учении Христа, после чего языческая Русь приняла христианство? И да, и нет? Не всем конечно, захочется принять ход моих рассуждений, но ведь только через половецкое поле, через тюркоязычных половцев христианство могло дойти до Руси. Других путей из Византии просто не было.

Увы, много в нашей истории неисследованного, необъясненного. Почему, например, половцы вопреки всякой логике считаются исчезнувшим народом? Почему они в истории России вошли как «дикие кочевники», «как отсталый народ» не получив даже на могильный камень ничего, кроме слов «поганый татарин»? А так ли было на самом деле?

Я, как географ, попытался поискать ответы на эти вопросы и поразился. Ни о каких «диких кочевниках» не могла ы идти речь, если бы нашелся историк, пусть, даже мало-мальски знакомый с физической географией, он, наверняка, усомнился бы.

Ведь кочевать, да еще с многочисленными стадами, на территории Восточноевропейской равнины невозможно - не тот климат, не тот ландшафт. Не заготавливать на зиму сена для скота невозможно - скот не выживет! На эти и другие совершенно очевидные несуразности почему-то никто из историков даже не обратил внимания?!

Бессмысленность дискуссии о «кочевниках», по-моему, более чем очевидна, ведь такие всем знакомые слова как «печь» и «изба» пришли в русскую речь из тюркского, вернее половецкого языка, сохранив тот же самый смысл.

Славяне, как известно из работ академика Б. А. Рыбакова, жили в землянках, а не в избах. Топили они «по-черному», как до сих пор поступают в отдельных случаях жители северных областей России, исконно славянских.

Изба - это бесспорно половецкое изобретение, «Срубная культура» (есть такой термин в археологии) начинается с эпохи бронзы, впервые она встретилась на Востоке, затем постепенно распространилась в степной и лесостепной зоне нынешней территории СССР.

Вообще-то, глупо сравнивать славян и половцев и говорить об отсталости последних, как это делают наши историки, по привычке забывая добавить, что в Дешт-и-Кипчаке задолго до появления здесь славян было немало городов.

Именно городов! Это и Киев, Тамбов, Саратов, Елец и много других. А крупнейшим был, конечно, Сарай, его объезжали верхом на лошади за полдня! Столица!

Город делился на кварталы, в которых, кроме половцев, жили черкесы, русские, византийцы.

Между половецкими городами - к слову об отсталости! - действовала почта, по-нашему, по-тюркски «яма». В почтовые (ямские) повозки ямщики запрягали тройки лошадей, что вызывало неподдельное, удивление арабских путешественников. Вот оно где, оказывается гнездо «птицы-тройки». Вот оно откуда, оказывается, любовь к быстрой езде, о которой писал Николай Васильевич Гоголь. Только кто помнит?

Как-то все половецкое у нас в истории забыто. О нем не вспоминается. Не вспоминается и то, например, что Александр Невский был рожден половчанкой, что воспитывался он в половецкой среде, что его окружали половцы, их войска и помогли ему стать «Невским», решив исход сражения на льду. Все забыто.

Не все вспоминается и про встречу на берегу степной речки Калки 31 мая 1223 года, когда сошлись войска половецких ханов и русских князей против черных монгольских туч.

Жаркая получилась встреча. Кто из союзников дрогнул - вечная загадка истории. Однако не половцы. Степняки, хазаро-кипчаки, исполненные достоинства, презирали, смерть. Об этом в один голос говорят все древние историки, кроме русских, конечно.

Вот что писал о тех временах, например, англичанин Дж. Флетчер об умении степняков сражаться: «Смерть до того презирают, что охотнее соглашаются умереть, нежели уступить неприятелю, и, будучи разбиты, грызут оружие, если не могут уже сражаться или помочь себе…».

Наш народ любил битвы, понимал толк в этом по-настоящему мужском деле... Однако же проиграли…

И полной мерой заплатили за поражение: прекраснейший Дешт-и-Кипчак превратился в конюшню монгольской империи, откуда, словно коней, отлавливали арканами живой товар для невольничьих базаров Востока.

Отдадим же, наконец, им причитающееся: собой, своей судьбой половцы закрыли монголам путь в Европу и на Русь, взяли на себя главную тяжесть монгольского ига. А история к ним почему-то и нема, и глуха - «поганый татарин» и все тут.

Я призываю к справедливости, к правде, к исповеди и покаянию. За что же столько лет поганят мой народ?!

Судьба всегда была к нам сурова, и - спасибо, на то она и судьба, в мягких условиях сильные люди не вырастают.

В XIV веке степняки еще неплохо держали шашки, едва даже не захватили в плен великого завоевателя Тамерлана, нагрянувшего в почти поверженный Дешт-и-Кипчак. Покоритель Востока, хромой Тимур, едва спасся бегством, потеряв множество людей.

* * *

Азовские походы Петра-I завершили дело возведения новой Империи: Дешт-и-Кипчак потерял желание сопротивляться. И началось, массовое обрусивание потерянных тюркоязычных племен.

Болезненно самозабвенно и жестоко уничтожала Россия нашу тюркскую культуру, с кровью ломала ее, присваивая наши достижения и наших людей.

Свирепые карательные экспедиции - вот оно, русское иго! - и новые «южные российские земли» уже захлебывались в крови.

Восстания и бунты в XVII -XVIII веках поднимались одно за другим. Но поглотить даже обескровленную степь русским, не удавалась! Однако хитрость и меч, как известно, часто шагают рядом.

Сперва всех людей, поверженного Дешт-и-Кипчака, называли презрительно «татарами» - донские, белгородские, и всякие другие татары.

Но тот, кто шел в услужение к русскому царю, волей высочайшего указа получал уже новое ими, не «поганый татарин», как остальные, а «казак». Или «русский». Из тюрок делали, славян по законам колониальной генетики, это и есть обрусивание.

Самым первым обрусиным половцем стал Сарык-Азман. Он по преданию устроил на Дону три-четыре городка, откуда беспокоил проезжающие купеческие караваны. Но нападал всегда только на тех, которые возвращались с московских торгов.

Такова, видимо, была договоренность, за что в 1570 году Иоанн Грозный прислал на Дон свою охранную грамоту, она-то и положила начало «Войску Донскому», с нее официально пошли донские казаки. (Кого интересуют подробности, советую прочитать книгу «Трехсотлетие Войска Донского (1570-1870 гг.), написанную А. Савельевым, донским казаком, и изданную в Петербурге в 1870 году.)

Избегая многословия, лишь замечу, что слово «сари» имеет абсолютно тот же смысл что и слово «половец». Так что Половец-Азман, первый казачий атаман, - фигура легендарная: уже казак, но еще и половец.

Впрочем, все другие казачьи атаманы, сподвижники Сарык-Азмана, тоже носили наши тюркские имена: Черкас, Ляпун, Шадра, Ермак, Кабан, Татара...

Вплоть до начала XX века казаки не позволяли называть себя русскими. На вопрос: «Разве ты не русский?» всегда с достоинством отвечали: «Нет, я Казак!» Казаки «русскими» стали потом - когда потеряли лицо, после «расказачивания», устроенного в 1920 году комиссарами -большевиками.

А любовь к военным трофеям с большой дороги у Сарык-Азмана, как, впрочем, и у других, первых, казаков, была не случайным увлечением, она - от половцев. Этим же увлекались в былые времена и мои предки, кумуки.

Что же у нас общего, с казаками? Все! Например я нашел рецепты казачей кухни XIX века - сплошь наши кумукские блюда, только называются иначе: хинкал - саломатай, курзе - вареник, чуду - кулеш, даже квасок и тот как у нас.

А впрочем, чему удивляться, если даже в истории казачества отмечено, что еще в XIX веке Дон был, двуязычен: мужчины, служившие в русской армии, чаще говорили по-русски, а женщины на родном языке - на тюркском.

Наш язык и дал тот особый говор, который отличает поныне всю южную Россию.

И еще об одном неведении, вернее величайшем заблуждении нельзя умолчать - будто бы Дон был «вольницей», где собрались беглые со всей России, будто здесь зарождался «русский дух».

Ничего подобного! Красивая сказка, не более, которую придумали процарские историки. Неверящим советую посмотреть прелюбопытнейшую книгу донского казака В.Г. Дружинина «Попытки Московского правительства увеличить число казаков в середине XVII века», изданную в 1941 году в Петербурге.

(Окончание следует)

Мурат АДЖИЕВ
кандидат географических наук
г. Москва

Размещено на сайте 24.06.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru