Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№10 Март 1992 г.




Навруз байрам

В глубинных пластах памяти нашей томится образ Бозкурт-Гёкбёрю, спасшего наших предков в Эркенегоне и указавшего им путь к спасению.

В древней тюркской мифологии таятся представления о том, что будто и праздник Новруз («Новруз байрамы») происходит от той самой истории, что Бозкурт спас наших предков именно в день Новруза. Люди сохранили в своей памяти образ Спасителя и всё хорошее связывали с его именем.

Изучена ли история «Новруз байрамы»? Да, наука вышла на нее, но остановилась в полпути.

В «Авесте» Зардушта (Зороастр) говорится о том, что огнепоклонники, следовавшие религии Зардушта, верили в существование двух божеств: бога добра и бога зла. Первого звали Хурмуз (Ахура-Мазда), а второго - Ахриман (Ангро-Маню).

Ахриман служил причиною событий, приносящих людям несчастье, а все события счастливые исходили от Хурмуза. Между этими богами шла постоянная борьба: то Ахриман побеждал Хурмуза, то Хурмуз - Ахримана.

Когда Ахриман побеждает, бушует ветер, идет дождь или снег, падают листья с деревьев, начинается и листопад души человеческой, людям становится печально и грустно.

А когда побеждает Хурмуз, все начинает оживляться и зеленеть, обновляется жизнь человеческая. Поэтому древние тюрки любили Хурмуза и ненавидели Ахримана.

По их верованию, Ахриман властвовал осенью и зимой, а Хурмуз - весной и летом. Именно в первый день весны Хурмуз побеждает Ахримана. Этот день считался священным, назывался «Новруз».

 

Кроме «Авесты», существует множество источников, в которых содержатся различные версии о происхождении Новруза. (Первый письменный источник по истории Новруза относится к 503 году д.н.э.).

Исламские деятели все время пытались придать Новрузу религиозный оттенок. Они приводили много доказательств, которые, по нашему мнению, не выдерживают критики. По их словам, например, Адам после изгнания из Рая разлучился со своей любимой Евой, и они встретились в день Новруза.

Именно в этот день якобы состоялось и вступление четвертого арабского халифа имама Али (656-661) на престол.

Возьмем хотя бы последнее из этих «доказательств». Известно, что мусульмане вели хронологию по лунному календарю. По этому календарю, новый год начинается в месяце мухаррам, первый день которого каждый раз наступает на 10-11 день раньше, чем в предыдущий. Поэтому первый день мухаррама кочует по временам года, тогда как Новруз всегда празднуется весной.

 

У древних персов Новруз также являлся праздником начала весны и считался началом года; назывался «Новрузи-Хамал».

«Новрузи-Хамал» праздновался дважды: «Новрузи-Султани» был предназначен для аристократов; «Новрузи-Халки» считался праздником простонародья. На праздник приглашались ученые, воины, деятели духовенства, поэты... Правитель в этот день должен был надеть «пурпурную мантию» и раздавать всем пришедшим подарки. Затем... все присутствующие воспевали Землю, её богатства, пели, плясали и молились о хорошем урожае.

Доисламское происхождение Новруза подтверждали прославленные просветители Востока Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн-Сина (Авитсена), Низами, Саади, Хафиз, Джами...

Среди письменных памятников об истории и характере Новруз-байрама особое место занимают «Сиясетнаме» Низами Аль-Мулка, «Новруз-наме» Омара Хайяма, «Памятники минувших поколений» Абу Рейхань Аль Бируни...

Некоторые авторы относят рождение Новруза к VI-V столетиям д.н.э., другие к X-XI, столетиям д.н.э.

«Нетрудно сделать вывод о том, что Новруз-байрам возник именно в тот период, когда кочевые народы переходили к оседлому образу жизни, начинали заниматься земледелием, ремеслами», - пишет таджикский ученый М, Миррахимов. По его мнению, «Новруз - праздник земледельцев, встречающих весну, отмечающих начало нового сельскохозяйственного года, праздник людей, видящих смысл жизни в труде на Земле, верящих в силу своих рук».

Об этом писал и французский астроном К. Фламарион в 1902 году: «Новолуние, совпадавшее с наступлением Нового времени года, составляло большой праздник, который обставлялся весьма пышными церемониями. Этот обычай долго сохранялся у древних халдеян, египтян, евреев, персов, арабов, греков, и до сих пор уцелел у турок».

Черты восточного характера - любовь к человеку, любовь к Земле - ярко выражены в тюренах (ритуалах) Новруза. Об этом писал известный своей гуманностью и щедростью бакинский миллионер Гаджи Зейналабдин Тагиев в газете «Ишыг» (19 марта 1911 года).

В 1913 году в праздновании Новруза в городе Астрахани присутствовал видный государственный деятель и писатель Нариман Нариманов, который, выступая сказал: «Мы собрались сегодня сюда праздновать Новруз, но мы не понимаем значения наших праздников и не стараемся извлечь из них пользу.

«Новруз-байрамы» - национальный праздник, оставшийся нам от времен, предшествующих мусульманству... Мы сегодня, собрались сюда и поздравляем друг друга с праздником. Дом каждого из нас наполнен всевозможными лакомствами, но имеется немало и таких мусульман, которые нуждаются в сухом хлебе. Помогать бедным - долг каждого из нас. Поэтому мы должны помнить о бедных детях-сиротах нашего народа и, по мере возможности, осчастливить их хотя бы на сегодняшний, день».

Так вот Новруз - праздник высоких нравственных качеств, добра и милосердия, которые являются атрибутами нашего национального характера. Наступление весны - праздник народа.

Временами Новруз оттеснялся из нашего сознания, из нашего быта. Люди боялись радоваться приходу весны, потому что, приданный Новрузу религиозный оттенок дал повод высоким советским чиновникам, пытавшимся лишить наш народ национального самосознания, запретить празднование этого дня.

Долгое время пустело в нашей жизни место Косы - главного героя ритуалов Новруза. Место его занял Дед Мороз, который, в отличие от Косы, приносил нам не весеннюю теплоту, а нестерпимые морозы Севера.

Наконец-то, вернулся Новруз-байрам в нашу жизнь!

Бахаддин Мусаоглу
(Журнал «Хазар», г.Баку, 1991, № 1).

Размещено на сайте 30.06.2010

на верх


Размещено на сайте 30.06.2010

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru