Гьар макътавлар яратгъаным ТЕНГИРге!

КЪУМУКЪ ИШ

Кумукские проблемы. Независимое издание


№ 2, Январь 1991 г.


Новый культуртрегер

Наверное читатели заметили ряд сообщений, появившихся в последнее время в прессе, радиопередачах о повреждениях неизвестными людьми мемориальной башни перед въездом в Тарки, сооруженной в память о посещении Петром I резиденции Шамхала Тарковского.

Происшествия, действительно, прискорбные, осуждаемые всеми цивилизованными, благоразумными людьми. Ведь, не случайно, общественность Тарки решило в свое время соорудить этот памятный знак. Мы знаем, что исторический союз Кумукского и русского народов сложился давно. Это общение наших народов, как и каждое сложное социальное явление, имело в своем развитии положительные и трагические периоды.

Интенсивные контакты Кумукии с Россией начались еще в конце XVI века, когда царь Федор Иванович, уступив длительной дипломатической осаде, просьбам кахетинских царей, решил насильственно включить в пределы России Кумукскую равнину. Эту политику, в еще более жесткой форме продолжил затем Борис Годунов («Грузины в Москве», Вл. Татишвили. Тбилиси. 1959). Есть документы, письма послов кахетинского царя в Москву, в которых они откровенно науськивают Россию на Шамхала («Феодальные отношения в Дагестане, XIX—нач. XX в.». Архивные материалы. Составитель Х-М. Хашаев, М. 1969).

Установление контроля русскими войсками над Кумукской равниной обеспечивал кахетинским парям круглогодично действующий тракт, необходимую им постоянную связь с Москвой, — зимой дорога через Дарьяльскос ущелье была непроходима.

Таким образом, по замыслу кахетинских царей, связь с Россией в зимний период должна была осуществляться но Кумукской равнине, для чего было решено ее обезопасить с помощью русских штыков.

Есть выражение — «нельзя построить счастье одного народа на несчастье другого». Поистине, данное суждение, утверждающее неотвратимость наказания (Высшей Справедливостью, как я полагаю) за нравственное преступление, имеет силу всеобщего, закона.

Теперь, в наши дни, Грузия, в лице главы своего парламента З. Гамсахурдия («Советская Россия». № 272, 1990), проклинает русский империализм, который сами же призвали, за то, что русские, придя па помощь, забыли уйти, и смяли грузинскую государственность.

Эти исторические аналогии, параллели, надеюсь, помогут понять думающим слоям современных притеснителен кумукского народа, — по большому счету, в стратегических планах они просчитаются в результате своей антикумукской политики. Это неизбежно. Это, всего лишь, дело времени. А История, в отличие от корыстных людей и их различных группировок, умеет ждать.

Итак, вот конкретно по какой причине Россия, бывшая в то время в начале триумфального сколачивания молодой империи, двинулась в Кумукию, и вот какие силы накликали на головы нашего народа молох военной машины русских царей.

Последовал долгий период жестокой конфронтации, начавшийся с направленных Федором Ивановичем в 1590 г. в Кумукию двух экспедиций многочисленных войск под командованием князей Засекина, а позже — Хворостннина («Феодальные отношения...», Х-М. Хашаев).

Походы сопровождались полным разрушением, сожжением целых аулов, бесчисленными жертвами среди мирного населения, разграблением Тарки, разгромами кумуками под водительством Шамхада русских войск, например, воеводы Бутурлина в 1605 г. под Тарками («Грузины в Москве», Вл. Таташвили). Новые набеги Бутурлина, Плещеева...

Вот когда на севере Кумукии, на Тереке, появились первые военизированные — ползущие форпосты! — поселения растущей империи, превратившиеся в последующем, в мирные села.

Все это за 250 (!) лет до шамилевских событий. Знают ли об этом тяжелом периоде истории Дагестана (полностью павшем на плечи именно кумукского народа) что-нибудь те, современные радетели «истории Дагестана», зоркость исторической памяти которых слепнет сразу за периодом шамилевеких войн, и не способных различать что-либо дальше, глубже этих лет.

Затем был длительный период действительно полезного для кумукского народа сотрудничества с Россией. И ко времени приезда Петра I в Кумукию, уже были мирные, сложившиеся отношения двух соседних государств, чем и объясняется, радушный прием Петра I Шамхалом Тарковским.

И вполне понятны чувства современных таркинцев, решивших отметить это историческое событие памятным сооружением, и совершенно не понятны потуги неизвестных крушителей пытаться так бороться с несовершенством жизни, с историческими несправедливостями, а может быть, и бросить тень на всех жителей Тарки.

Итак, вернемся к таркннским событиям, у которых обнаружилось неожиданное и своеобразное развитие.

Думается, пока не остановлены конкретные виновники повреждений памятника и мотивы двигавшие ими, логично было ожидать сдержанности в освещении событий в средствах массовой информации. И вообще, с юридической точки зрения, дело это касается только населения Тарки, так как памятный знак был сооружен по решению и на средства таркинцев, и все что касается его судьбы находится в исключителной компетенции населения Тарки.

Но, нет! Живет в Махачкале такой гражданин — В. Чигирик. Он намерен не позволить таркин-цам своевольничать со своей же собственностью. В целой серии выступлений он уже связал авторство инцидентов с памятником с населением Тарки. К вящему удовольствию антикумукских сил, создал на страницах «Дагестанской правды» по поводу этих событии, боюсь что уже постоянную рубрику («Даг. правда, 1990, №№ 278, 287 и др.), где всякий раз, начиная с правильной идеи охраны памятников культуры, будут заканчивать неправильной ассоциативной связью таркинцев с разрушителями памятного знака, и которая, вольно или невольно, будет формировать у читателей ложное представление — кумуки разрушают памятники, свидетельствующие об исторических связях кумукского и русского народов.

В. Чигирику надо бы побеседовать с людьми в Тарки. выяснить их мнение — собираются они сносить этот памятник или нет, выяснить и успокоиться, ибо судьба данного сооружения это сугубо внутреннее дело таркипцев, соорудивших его.

Вопрос о том, какие конкретные мемориальные, монументальные сооружения должны быть воздвигнуты на кумукской земле, и какие должны исчезнуть, впредь будет решать только кумукский народ!

Этот вопрос тем более актуален в наши дни, когда проводники прежней политики «дружбы народов» в Дагестане, исподволь подготавливают почву в общественном сознании для установления памятника Шамилю в сердце кумукских земель — в Анжи-кале, где он даже не был ни разу.

Мемориал Шамилю надо строить на его родине — в сел. Гимры, как это делают во всем цивилизованном мире. За что выступают, кстати, и земляки Шамиля («Дагправда», 1991, № 14). Только большевики навязывали другим народам изваяния своих идолов.

Хотя Шамиль в этом вовсе не нуждается, я высоко чту память этого мужественного, свободолюбивого человека, кумука по отцовской линии («Шамиль на Кавказе и в России». Биографический очерк М. Н. Чичагова. С-Петербург, 1889, стр. 12), уроженца сел. Гимры, соседнего с моим родным селом Н. Къазаниш.

Он достоин уважения, хотя ограниченный политический кругозор, отсутствие полной информации о расстановке реальных сил в мировой политике не позволили ему своевременно понять с каким колосом он сцепился, осознать бесперспективность этой борьбы и закончить достойными переговорами в начальной еще стадии эту длительную и кровавую войну. («Записки о Шамиле», А. Руновский, М. 1989, стр. 144. — по изданию 1860 г.; «Шамиль на Кавказе и в России»... стр. 107, 108, 125, 127, 161, 178).

Шамиль боролся за независимость, за свободу, и в этом его неуничтожимая временем слава.

Но кумукский народ, под водительством своих царей — шамхалов, задолго до него, в течение времени большем столетия в неравной борьбе отстаивал свою независимость, о которой в то время только смутные отголоски доходили до горского населения.

Видимо, пора уже кумукскому народу поставить памятники своим некоторым прославленным Шамхалам на их родине — в Анжикале, Шамхалам, которые делали то же, что и Шамиль, т. е. отстаивали независимость своего народа и Родины, но на сотни лет раньше него.

Внушительная часть истории Дагестана, связанная и обусловленная государственно-культурной жизнью кумукского народа, была тщательно отфильтрована идеологами местной политики «дружбы народов», и удалена из-под общественного взора. Об этой значительной части реальной истории Дагестана ничего не знают послевоенные поколения дагестанцев, для которых Сотворение мира начинается с периода Кавказской войны, т. е. «история» Дагестана, по их летоисчислению длится несколько более 150 лет.

Предстоит новый большой период в историографии Дагестана, период восстановления подлинной истории ее. Предстоит трудный период перехода к Ренесансу прежних взаимоуважительных отношений суверенных народов Дагестана.

В. Чигирик часто говорит о своем давнишнем уважительно-заинтересованном отношении к кумукскому народу. Тогда он просто не понимает, какую тему, какой лакомый кусочек подбросил «Даг. правде», какую медвежью услугу оказал этому народу своей газетной активностью. Пусть он попробует в том же славном органе «...дагестанского рескома КП РСФСР...» открыть другую рубрику, где постоянно, до тех пор пока не воссторжествует Справедливость, публиковались бы многолетние требования общественности селений Тарки, Кяхулай и Альбёрюкент о возвращении им своих исконно кумукских, дедовских их земель, что расположены севернее г. Махачкалы.

Они были отняты у них в 1944 году при «мудром» руководстве в Дагестане А. Даниялова. Я пишу «мудрый» в кавычках, так как от несправедливо, нечестно приобретенного никому «гьалал» (благо) не было и не будет, как говорят кумуки.

Население этих трех кумукских селений были насильно переселены на земли репрессированных чеченцев, а на их земли, располагающиеся севернее г. Махачкалы, А. Даниялов переселяет из гор своих соплеменников.

Если даже иметь в виду, что заселение опустевших чеченских селений производилось по, необсуждаемому в те годы, указанию Москвы, очевидно ведь, что было бы проще оставить кумуков на своей тысячелетней родине, а горцев так или иначе переселяемых, разместить в чеченских селах. Но тогда... тогда А. Даниялов не достиг бы своих стратегических целей разрушения территориальной целостности кумукского народа.

Я, безусловно, осуждаю такие нецивилизованные формы борьбы с памятниками отдельными, кем бы они ни были, и какие бы цели этим не преследовали. Но я также категорически против попыток, подобных активности В. Чигирика, диктовать, навязывать свою волю населению Тарки. Если Вы, тов. Чигирик, действительно, уважаете кумуков, может быть, Вы признаете за этим народом право отображать в творениях монументалистики то, что он (народ) считает важным в своей истории и культуре, и не пытаться вознестись над ним, накрывая его тенью указующего перста.

Кроме этого у меня есть претензии к стилю выступлений В. Чигирика, его отношению к высоким собраниям кумукского народа.

Есть у него, знаете ли, такая манера, — любит он приходить на собрания кумуков со связками книг, со стопками газетных вырезок, и пытается устраивать интеллектуальные аутодафе, унизительные ликбезы по истории, культурологии и т. д.

Этот новый культуртрегер, конца эпохи перестройки, по моим наблюдениям, пытается манипулировать, влиять на повестку дня, навязывать и проталкивать какие то ему угодные резолюции.

Его выступления с апломбом, со снисходительными нравоучениями, с потрясениями в воздухе какими-то книжками, изданными в застойные годы по заказу прорабов политики «дружбы народов», перед докторами и кандидатами наук, как букварем перед учеником-недотепой, оскорбительны для высокого собрания представителей кумукского народа. Задумываешься иногда, да не мнит ли он себя неким заменителем былой не доброй памяти 6 статьи Конституции СССР? Заменителем, на который кумукский народ должен постоянно озираться в своей общественной и культурной жизни.

Таким образом, В. Чигирик вещает, а наши люди, из-за своей сугубо национальной деликатности, в большинстве своем, молчат. И вот, что получается. Этот человек недопонимает, что ведет себя, не скажу, как солдафон, но, во всяком случае, нетактично. Но ведь ему можно сперва намекнуть, а потом и громко сказать об этом. Или нельзя? Или мы так и будем терпеть из за своей деликатности любое вмешательство в кумукские дела не деликатных резонеров, коим несть числа на земле?

На конференции махачкалинского горкома Кумукского Народного Движения, после выступления В. Чигирика по бессмертному вопросу, единогласно было принято постановление, осуждающее разрушение таркинского памятника. Казалось бы, он дол жен быть доволен, он достиг чего хотел, за чем, собственно, он и приходил.

Но позже возникли сомнения, а только ли для этого он ходит на аналогичные собрания?

Закончилась конференция, после короткого уточнения наших позиций и разногласии, он мне неожиданно заявляет - «я все равно буду писать в центральную прессу!».

Оторопь... Почему «...все равно...», почему «...в центральную прессу...»!? Он что, будет призывать какую-то «помощь», жаждет каких-то карательно-воспитательных мер Центра по отношению к населению Тарки, а может прицел несколько шире?

Есть о чем задуматься, потому что В. Чигирик в целях привития кумукам культуры, т. е. для нашего же блага, «...будет писать в центральную прессу...», местную он уже освоил...

Можно было бы сказать... хорошо, что человек нашел чем заниматься в преклонном возрасте, однако, плохо то, что важной теме охраны памятников культуры придается в данном тенденциозном случае, гиперболизированного сосредоточения взгляда на локальном, внутриаульном событии, национальный оттенок в республиканском масштабе, и не только в республиканским, как он меня четко известил...

В моих заметках речь идет о вопросе принципиальной важности. Было множество людей, в том числе занимавших официалные посты, и сейчас их немало, почему-то втемяшивших себе в голову, что они могут, что они имеют некое право поучать кумукский народ как им жить и где им жить, как относиться к тем или иным событиям, к культуре вообще, и к своей в частности.

Если «чигирики» сегодня хотять вмешиваться и определять внутреннюю жизнь одного кумукуского аула, то завтра они будут претендовать на то, чтобы поучать весь кумукский народ как им жить и что делать на своей Родине.

Чего быть, по моему глубокому убеждению, не должно быть.

Размещено на сайте 22.02.2010


Еще в этом номере:

Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru