Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


Купаясь в Женевском озере…

(Путевые заметки в деловой поездке)

Шелестящий гул бьющей фонтаном высоко в небо мощной струи прямо из середины Женевского озера напоминает нам, что мы, при всей схожести природы и климата, не в Дагестане, а в центре Европы, в альпийской республике Швейцария.

Мы, это - делегация КНД «Тенглик» н Кумукского Милли Мажлиса в составе Алиева Салава, Алиева Камиля и автора этих строк, приглашенная в Женеву для участия в работе Подкомиссии по проблемам коренных народов Организации Непредставленных Народов.

ИДЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ международной организации для поиска путей мирного разрешения политических конфликтных проблем была опробована еще в начале века: после потрясшей всех своими катастрофическими последствиями первой мировой войны была учреждена Лига Наций, которая в 1920 г. в качестве своей штаб-квартиры избрала Женеву, столицу государства, уже длительное время проводившего нейтральную внешнюю политику.

Однако вторая мировая война показала, что фундаментальные идеи и подходы, взятые за основу концепции деятельности Лиги Наций, были, видимо, недостаточно эффективны. Это послужило основанием для учреждения ООН, ставившей себе целью достижение надежной гарантии международной безопасности. В 1946 г. Европейское представительство ООН обосновывается в Женеве во «Дворце Наций», наследуя Лиге Наций.

Таким образом, сегодня можно сказать, что если в Нью-Йорке располагается «мозг» ООН, т.е. штаб-квартира, где принимаются политические решения, то в Женеве - исполнительные органы, так как здесь реализуются около 70 процентов всех акций ООН.

Важнейшей задачей ООН в послевоенный период было не допустить перехода идеологического противостояния Запада и Востока в период «холодной войны» в форму ядерной войны.

После распада СССР и официального отказа обновляющейся России от коммунистической идеологии, претендовавшей на мировое господство, опасность ядерного конфликта на планете резко снизилась, однако при этом в перечне международных конфликтов резко возросла доля межнациональных конфликтов и вооруженных столкновений между народами и этносами, не имеющими на данный период своей государственности и поэтому не представленных в ООН.

То, что проблемы и требования непредставленных народов (а их на Земле около пяти тысяч!) являются весьма серьезной глобальной проблемой, реально угрожающей международной безопасности, признано теперь и ООН, Генеральная Ассамблея которой интенсивно работает над проектом Всеобщей Декларации Прав Коренных Народов.

Тот факт, что в последние годы обнаружилась мощная тенденция по формированию государственных образований на основе этнического признака (многие народы Африки, народы бывшей Югославии, распад Чехословакии и объединение Германии по этническому признаку, сепаратизм шотландцев в Великобритании, франкоязычного Квебека в Канаде, басков в Испании, курдов на Ближнем Востоке, уйгуров, тибетцев, монголов, манчжуров в Китае, желание самоопределиться гагаузов в Молдове, крымских татар, абхазов, всех народов Северного Кавказа и т д.), и то, что эти процессы идут лавинообразно, принимая подчас опасные, неконтролируемые насильственные формы, побудили ряд политических деятелей международного уровня взять на себя инициативу по учреждению Организации Непредставленных Народов (ОНН).

Для иллюстрации целей ОНН процитируем его Устав. Статья 1: «Организация ставит своей целью, оказывая Нациям и Народам — своим участникам, помощь и общую поддержку в выражении своих взглядов, нужд и требований через представительные формы, ускорить достижение поставленных ими целей эффективными и ненасильственными мерами»

Статья 6: «Нация или Народ означают группу людей, имеющих желание быть отождествленными как нация или народ и определять свою общую судьбу как нация или народ, а также объединенных общим наследием исторического, расового, этнического, языкового, культурного или территориального характера».

Более года назад КНД «Тенглик» и «Кумукский Милли Мажлис» подали заявление с просьбой включить Кумукский народ в число участников-членов ОНН. И вот мы, наконец, в Женеве, во Дворце ООН участвуем в мероприятиях ОНН, обсуждаем наши проблемы и планы с руководством ОНН, беседуем с коллегами из других делегаций.

Подытоживая впечатления от прослушанных сообщений, обменов мнениями, несмотря на всю сложность, многокомпонентность проблем непредставленных народов и национальных меньшинств, эти проблемы можно свести к нескольким общим для всех факторам:

  1. Аннексия этнической территории коренного народа в результате либо военной оккупации, либо колонизации в результате массовой миграции некоренного населения.

  2. Ассимиляция мигрирующим населением коренного этноса.

  3. Утеря национальной индивидуальности культуры коренного этноса в результате смешивания с пришлым населением - «интернационализация» культуры.

  4. Необратимые разрушительные экологические процессы в среде обитания коренного народа в результате хищнической эксплуатации природных ресурсов правительствами унитаристских государств, не признающих прав коренных народов.

Причина такого хода событий, как отмечалось, одна - отсутствие у коренного народа реального контроля над своей этнической территорией.

Единственной мерой, способной разрешить все эти проблемы, единодушно признается необходимость образования на этнических территориях государственности (разным форм) теми коренными народами, которые этого желают.

При беседе с Председателем ОНН господином Э. Алптекином и Генеральным секретарем господином М. ван Волт ван Прааг нас известили, что вопрос о приеме представительного органа Кумукского народа в члены ОНН будет рассматриваться на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ОНН, и что для этого перед ним, как и перед всеми другими непредставленными народами, желающими быть членом ОНН, нет никаких препятствий.

* * *

ДУМАЕТСЯ, ЧТО государственное устройство Швейцарии могло бы в определенной степени послужить моделью для Дагестана, который сегодня в поисках новых форм государственного устройства.

Швейцария - парламентская республика и по своему государственному устройству является федерацией. Она включает в себя 23 кантона, три из которых подразделяются на полукантоны, имеющие собственную внутреннюю организацию.

Парламент - Федеральное собрание - состоит из двух палат: Национального совета (представляет народ Швейцарии в целом) и Совета кантонов, который, являясь верхней палатой, формируется на основе равного представительства всех кантонов, несмотря на численность их населения.

Своему появлению как государству Швейцария обязана Альпийским горам, которые, возвышаясь на стыке четырех государств (Германия, Австрия, Италия и Франция) и разделяя их, в то же время объединили в своих долинах части населения этих государств в новое национальное образование - швейцарское.

Рождение нового государства было отнюдь не легким. Новая общность - швейцарцы, выплавлялась в тигле истории в течение сотен лет, в том числе в процессе длительных и жестоких гражданских войн, когда разные этносы претендовали на доминирующую роль в новом государстве.

Однако время показало тщетность и нецелесообразность такого подхода, и, таким образом, сегодняшняя языковая гармония (четыре государственных языка: немецкий - более 70 процентов населения, французский - 20, итальянский - 5, ретороманский - 0,5 процента) достигнута в Швейцарии в результате приемлемого для всех варианта мирного и справедливого сосуществования разных народов в одной стране.

О Женеве… Коротко можно сказать так: в Женеве есть все, все это работает, и все работает высококачественно. В общем, «социализм» они не строили, но все равно живут хорошо.

Такая картина - мы встали рано, шесть часов утра. Выглядываю в окно и вижу - жители соседних домов, окуная, время от времени, свои щетки в ведра с мыльной водой, старательно драят тротуары. Через полчаса мы на улице - нет ни людей, ни их щеток, ни ведер - только чистота и утренняя свежесть!

Перед отъездом, мы нашли время пройти «внутрь» озера по молу, вдоль которого устроены пляжи. Купаясь в Женевском озере и невольно подводя предварительные итоги этой поездки, я вдруг ясно понял и прочувствовал такую мысль.

У нас, у Дагестана и Швейцарии, действительно, много общего, сходного: и природа, и люди, и многонациональность наша. Так почему же сама жизнь, ее качество столь разительно отличаются там и здесь? Дело в том, что общественно-политическое устройство Швейцарии построено на четко соблюдаемом всеми гражданами уважении к правам Человека и Наций.

Именно такая организация общественной жизни по формуле «государство - для человека», а не наоборот, позволила сформировать общество, в котором, хотя все и живут в разном материальном достатке, но все же нет массовой, унижающей человеческое достоинство нищеты, нет всеобщей психологической подавленности от безысходности, бесперспективности существования, нет взаимной озлобленности и зависти, вызываемых этой самой нищетой.

Думаю, в этом плане нам многому можно бы поучиться как у Швейцарии, так и в Швейцарии, участвуя в работе различных международных организаций.

Амин Ибрагьим БАММАТУЛИ
(«Дагправда», сентябрь 1993)

Размещено на сайте 07.04.2011

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru