Ибрагим Ханмав Бамматули
Казаныш: мои радости
Буйнакский район \ Нижнее Казанище
Автор: Ибрагим Ханмав Бамматули, писатель, заслуженный работник культуры РД,
- Думаю, уважаемому читателю не будет обременительно послушать
о моей родине, о селении Казаныш, для которого на русском языке
придумали прозвище - Казанище. Да, я из Казаныша. После школы и
вуза проработал там все 50-е годы. Был завучем школы, учителем
истории, директором вечернего отделения. Позже, став
преподавателем в университете, не порывал связей с учителями
родной школы. И сегодня я неспокойные мысли и посильные дела
свои посвящаю Казанышу.
***
- Позволь, читатель, немного развлечь тебя и чуть-чуть просветить.
- Есть первородное кумукское слово - къаз! Это поощрительное, доброе
повеление человека человеку - копай! Копать - значит работать, добывать.
Отсюда и къазагьан - человек копающий.
От понятия кьаз - другое, более сложное понятие: кьазан. Это тоже
повелительный глагол, директива предков потомкам, отцов - детям: добывай,
обретай, обогащайся. Предостережение: только не почивайте на лаврах, не
застревайте на низких ступенях, не тоните в бедности и нищете. От глагола
къазан образовалось и существительное къазан - кастрюля, котел.
Из этих живых корней вырастает еще одно существительное - къазанч -
добывание. Это уже чистой воды бизнес. Къазанч даже более точное слово, чем
бизнес, более напряженное понятие, чем просто "дело".
Есть древнейший инструмент - къазанмач. Это палка с плоско обструганным
концом. Ею копали, ею добывали. Она дошла и до нашего времени. Мы
подростками в селе Казаныш на полях выкапывали ими, къазанмачами,
земляные орехи.
Надеюсь, не утомил. Упрощаю - всего три слова: къаз - копай, къазан - добывай,
обогащайся, къазанч - добывание.
- Веду дело к следующему: от "добывай" и от "добывание" произошло название
нашего села. Таким многозначительным словом нарекли когда-то это дорогое
место и это многочтимое сообщество - Къазанч. Но человеку в обиходе легче
произносить не Къазанч, а Къазаныч. Ему, человеку, еще легче сказать
Къазаныш. Так и свершилось. Не в один день, не в один год...
- Только так - Къазаныш, а не Къазаниш. Я к тому, что есть наивная,
навязчивая версия, будто здесь когда-то делали къазаны, и потому якобы слово
Къазаниш означает котельное дело. Никогда здесь не делали ни котлов, ни
кастрюль. Здесь "делали" вечно пшеницу и кукурузу. Здесь делали кинжалы и
мечи. Ни один кумук не скажет Къазаниш. Кстати, не удержусь: кузнечная
мастерская называется меч, и сделанный там длинный кинжал в русском
языке получил название места своего производства - меч.
- Откуда же в русском языке слово Казанише? Вот объяснение, шутливое по
форме и достоверное по смыслу. Губернатор Дагестана в городе Шура, в шести
километрах от Казаныша, после сытного обеда в хорошем настроении выходит на
веранду. "Скажи, любезный толмач, что там, за хребтом Ташбаш?" - "Я не толмач,
а тилмач (тил - это язык; тилмач тилим ач, т.е. обращение к переводчику –
«открой, поясни мой язык, мои слова, т.е. переведи на другой язык …» ).
- Тилмач говорит - «А за хребтом Ташбаш - Казаныши". Тилмач все объяснил
вполне грамотно, во множественном числе. Потому что там, за хребтом
располагаются два селения с названием Казаныш: Большой и Малый
Казаныши.
- Но слово "Казаныши" уже попало в стихию языкового и писарского оборота
среди русских военных и чиновников...
* * *
- Нижний Казаныш давно стал каким-то устрашающим по размерам
поселением, не умещающимся ни в какие разумные границы. Сегодня этот
процесс бурно продолжается. Около пятнадцати тысяч жителей. Население растет
и, конечно, слава Гюн-Тенгиру, слава Солнцу-Божеству. Быть поселением
внушительных размеров - к лицу бывшей столице Казанышского
Бамматулинского ханства, от населения которого в исторические времена,
отпочковываясь, сформировались все окрестные села.
- Но вот беда: такой монстр не поддается сегодня никакому цивилизованному
управлению и благоустройству. Да, ученых много, и стариков - аксакалов тоже.
Однако их надо семь десятков и чтобы каждый - семи пядей во лбу, а этих пядей
явно не хватает. Имеющиеся - не мобилизованы, не вовлечены сегодня в
созидательный оборот.
- Думаю, не грех высказать перспективную идею: надо бы в Казаныше выбрать
не только главу администрации села, а еще и представительный /по строгим
округам!/ коллегиальный орган.
- Нелишне подумать и о следующем. Не пора ли объявить, что понятие
"администрация, глава администрации" было временным политическим
изобретением, необходимым как альтернатива упраздняемым однопартийным
местным органам? Что, если вернуться к еще незабытым названиям: сельсовет,
райсовет? Понятно, без их прежнего признака однопартийности.
- Что если Глава администрации станет Председателем села /Председателем
района?/. Нет, нет, не председателем совета села, этот прежний признак не
подойдет в новое время. Именно Председатель, который сам по себе! А Совет
изберет своего председателя - спикера!
- Не всем это покажется уместным, но факт: земля бывшего Казанышского
ханства - это земля, где с древних времен был фактический порядок советов.
Спутниковое село - город Шура /Буйнакск/ - это место, где представители общин
собирались советоваться по насущным стратегическим вопросам. Само слово
щура - это совет.
- Да и в какой фразе для человека смысла больше: "В администрацию иду" или
"В сельский Совет иду"? Советы, чистые от признака однопартийности, -
первейший демократический идеал.
* * *
- А вот еще одна беда, еще одна острая проблема Казаныша - где расселять
новые семьи? Выход нашли самый пассивный, примитивный, арифметический:
каждые пять, шесть лет изымать из пашенного оборота новые земельные
массивы, покрывать их сеткой шестисоток. Новый квартал.
- Может быть, какой-нибудь соседний участок предусмотреть и под спортивно-
культурный центр? Нет, зародилась уже стихия, возникло новое социальное
явление: сколачивается группа претендентов, мигом составляются списки,
очередной участок уже поделен. Сначала на бумаге, потом и на местности.
Где будешь сеять и убирать урожай, Казаныш? Где будет резвиться твоя
футбольная команда? Где будут торжествовать твои праздники-байрамы,
многошумные, многоцветные фестивали?
- Давно назрел насущный план: создать новое поселение для молодых семей из
Нижнего Казаныша. Есть родное урочище «Чачлы-Бий», недалеко от Талгина.
Есть такой же вариант плана и для Верхнего Казаныша – «Уллу-Сув», участок в
районе перевала Атлы-Боюн. В свое время любимый сын нашего народа, светлой
памяти Тотурбий Тотурбиев, обещал перевести эту мечту, эту надежду
казанышских общин в плоскость проектов и мощных стройплощадок.
- Никто не скажет, что все это просто. Явных и подспудных преград уйма. И
капиталов на это нет, и разрешительные органы не то что не помогают, а
недвусмысленно препятствуют.
- Эту ношу обязательно придется взять на свои плечи руководству села и
района. Эта проблема, думается, должна достаточно громко звучать в
избирательных программах в начавшейся кампании.
* * *
- Над планетой Земля бушуют вихри природные. Глазами космоса мы видим
каждый день какие происходят грозные и живительные круговерти. И чем
суровее там все небесные хляби разверзаются, тем тревожнее и в то же время тем
уютнее на душе у человека. Жив курилка! Жива земля! Не верь мрачным
предсказаниям.
- Бушуют не только силы природные, но и страсти человеческие, над той же
землей в планетарном и пашенном смысле. Как распорядиться человеку
землей? Как ему устроиться на земле? Знамение времени: нам вернули право
самим избирать общественную или частную форму хозяйствования.
- Конечно, для каждого отдельного села здесь существуют не два, а три варианта:
общественное землевладение, частное, и то и другое. Свою позицию я ограничу
двумя словами: я - за третий вариант. Десять лет в прозе и публицистике я
участвую в горячей дискуссии, отрицая крайние, полярные позиции, предлагая
разумное сочетание. Здесь я изложу только некоторые факты о состоянии вопроса
в Нижнем Казаныше.
- Вот кабинет председателя колхоза. Бывший кабинет бывшего председателя.
Колхоз распущен, а большой, от пола до потолка портрет просветителя
Абусупьяна Арсланбекова, имя которого было присвоено здешнему колхозу, еще
на месте. Стоит во весь рост перед полками своих рукописей. Возлежа руку на
глобус, в недоумении смотрит на своих потомков, горячо обсуждающих
земельный вопрос.
- Заседает «Совет старейшин». Строго выдержанных размеров каракулевые
папахи всех расцветок и нюансов. Не сыромятные шубы, а вполне
респектабельные импортные пальто и импортные же сапоги. Конечно, у многих -
холеные, модно стриженные бороды. Белые. Сказано - аксакалы. Бесконечно
дорогое духовное понятие. Однако не забыть и той истины: не всякий тот
аксакал, у кого борода белая.
- Здесь, в кабинете, мудрят аксакалы. А там, в коридорах, в сквере в глубоком
снегу - чернобородые, русобородые, безбородые. Молодежь. Дожидаются конца
того собрания. Когда и где было, чтобы между отцами и детьми не было
разногласий? Есть они и здесь.
- Суть вопроса в следующем. В октябре 1997 года на основе Конституции,
законов и указов власти вручили каждому жителю села, каждой семье
государственные акты о том, что в частное владение отдается 30 соток земли. Идет
время, уже 1998 год. Была середина января. У людей нетерпение. Земля не будет
ждать. Вот сегодня и собрались с этой целью.
- Присутствуя на собрании, общаясь с молодёжью, внимательно слушая людей, я
там никого не агитировал.
- Однако узнал много нового. Оказывается, это только на словах просто сказать:
сочетание общей и частной собственности. Такой вечный симбиоз "человек и
земля" в каждом случае порождает много сложностей. Да, здесь за то, чтобы в селе
у них было так: - тем, кто желает колхоза - колхоз, а тем, кто желает отдельного
хозяйства, - частное хозяйство.
- Все варианты возможны, недопустимо только одно: сначала занять под три
самозваных колхоза /артели/ основные массивы пашен, а под частные наделы
оставить только окраины и неугодья.
- Разве не ясно: с полевой карты сначала надо начисто стереть все "граничные"
линии и пунктиры и по согласованному регламенту "отоварить" землей все
частные акты, имеющиеся на руках. А там тот, кто желает колхоза, подаст
заявление. Остальные станут частниками.
- Желаю принятия самого оптимального решения.
- Газета «Дагестанская правда" ,
( 07.02.1997).
**********************************************************************************