Амин Ибрагимович Бамматули (Ибрагимов)


Актуальные проблемы национальной политической самоорганизации кумукского народа

Мерцание Прошлого, Зарево Современности и Сияние Будущего. Часть 5
Политологическое эссе

(Продолжение. Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4)

 

Последствия утверждения Царизма и Большевизма в Дагестане

Царизм явился врагом всех дагестанских народов, а большевизм – врагом Кумукского народа.

Сегодняшние социально-политические, экономические реалии, эффективность функционирования государственного аппарата, доверие населения к власти, безопасность граждан в административном образовании «Республика Дагестан», с неопределенным в правовом смысле статусом, типом государственного образования (что это – «федерация внутри федерации»? Тогда надо говорить о «Конфедерации РФ»), еще в большей степени выпячивают в процессе застойного прозябания этого образования неизгладимые следы ущерба, нанесенного катастрофическим вмешательством Российского царизма и Российского большевизма в местную органику, гармонию древнего совместного сосуществования дагестанских коренных народов, сложившегося в процессе сложных взаимоадаптаций в течение многих столетий.

Полагаю, что последствия этих «вмешательств» можно представить в следующем виде:  

I. Результаты оккупации Дагестана Российской царской Империей для судеб всех коренных дагестанских народов:

1) политическое закабаление Коренных дагестанских народов. Отстранение от участия в общественно-политической жизни своего народа, а затем – поэтапная физическая ликвидация Национальных патриотичных элит дагестанских народов…

2) экономическое закабаление – насильственный отъем земель, пастбищ, лесов, вод, всех значимых, ценных природных ресурсов в категорию «казенных», т.е. перевод их в ресурс «имперской казны» и, тем самым, массовое лишение населения естественных природных, экономических средств, источников, необходимых для свободного, независимого существования и развития данного народа…

3) этноцид – полное разрушение целого ряда исторических поселений, насильственное переселение сельских общин с родных мест на другие, «легкодоступные» для круглогодичных карательных экспедиций царских войск, территории…

4) демографические проблемы, ассимиляция (политико-культурная, миграционно-колонизационная, антропологическая)…

5) культурологическая навязывание, насаждение в качестве «государственного» русского языка в формах, которые фактически вытесняли этнические языки коренных народов в зону постепенного исчезновения… и т.д.

II. Результаты для судьбы Кумукского народа оккупации Дагестана Российской большевистской Империей (РСФСР СССР):

1) Почти полное физическое уничтожение носителей аристократического, интеллектуального, духовного высокого потенциала этнической идентичности Кумукского Народа…

2) Полное оттеснение Кумукского Народа от участия в процессах решения не только общедагестанских, но и чисто внутрикумукских национальных проблем, ликвидация самой возможности представительства в государственных структурах, людей, избранных именно самим Кумукским народом….

3) Государственная политика по массовому переселению горских народов на Кумукскую историческую этнотерриторию, без определения свободного волеизъявления по таковой акции вековечного исторического владетеля этих территорий Кумукского народа…

4) Изъятие огромных территорий из-под контроля сельских общин Кумукского народа, которым они принадлежат издревле…

5) Лишение Кумукского Народа возможности свободного, самостоятельного формулирования видения своего этнополитического существования из-за отсутствия конституционно гарантированной возможности реализовывать на практике свое таковое имманентное Право, нормы Международного Права на национально-этническое самоопределение.

Цель всех этих деяний гомогенизация населения Северного Кавказа, т.е. превращение разных по своей этногенетике и культуре коренных народов этого региона в легко управляемую единообразную массу «населения».

* * *

Представьте условно Кумукский народ в образе летящей птицы. И некто, нечто «злое» (большевизм, например), оторвало и уничтожило одно ее «крыло». Допустим, это политическое «правое крыло» прежняя национально патриотичная элита Кумукского Народа.

Результатом этой «операции» явилось то, что нормальная национальная жизнь нашего Народа была глубоко и надолго поражена. И эта этноцидная политика по отношению к Кумукскому народу была начата в 1920-е годы! Неизвестно сколько поколений пройдет пока в какой-то степени восстановится этногенетическое и культурное «здоровье» нашего народа.

И что же осталось? А осталось пробольшевистски распропагандированное, со суженным мировоззрением одно «левое крыло», «амалсыз къара халкъ», который смирился с тем, что произошло. Смирился потому, что этому «простому народу» не до «высоких материй» политики. Ему нужно каждый день выживать, работать, работать и работать, чтобы выжить! Работать, чтобы сохранить свою семью, и обустроить будущее своих детей.

А в это время, «большевизм», от имени этого безответного, неграмотного, исторически беспамятного сословия «къара халкъ», «массы» по терминологии большевиков, творил что хотел, и большевики «купили» этот слой населения на дешевку – «мы вам дадим Землю…!».

И где была эта «земля», кто ее получил, кто ее видел за весь период власти большевиков?! Кинули «большевички» простой народ!!! Надсмеялись над убогими, сирыми, безответными…

Так что же, это правильно?! Мы с этим согласились навсегда?! А как же быть со святой Жизнью и божеской Судьбой другой половины этого же Народа-Этноса, который также был сотворен Единым Богом, как можно убивать Его творения?!

Большего вреда для нашего общенационального генофонда, культуре, историческим перспективам и т.д. невозможно нанести, чем то, что сделали большевики, и если бы диктатура большевизма продолжилась еще 20-30 лет, то генофонды народов ЕвроАзии были бы повреждены необратимо, и они покатились бы вниз по наклоненной плоскости этнической деградации и смертного смешения «всех со всеми».

Такое развитие событий было бы противоестественным с точки зрения Высшего Закона Биологической Эволюции – сохранение определенного критического уровня биологической гетерогенности, т.е. разнообразия, как необходимого условия гарантированного выживания всякого биологического вида в меняющихся условиях окружающей среды….

Для существования, сохранения уникальной этнической идентичности определенного народа очень важно сохранение как «здорового генофонда» самой этнической популяции в целом, так и сохранение внутри нее определенного минимума уникальных генотипов «персон-генераторов», способных воспроизводить, сохранять и развивать этно-культурный архетип именно данного этноса.

Это принципиально важно так, как существует некая пороговая величина уровня генетического разнообразия, некая «критическая масса», опустившись ниже которой этнос переходит уже в необратимый процесс полной деградации и распада, взаимогибельной ассимиляции, т.е. обрушения в направлении все более упрощающейся «одинаковости», хаоса ….

Попытки различных общественно-политических акторов организовать обсуждение, осмысление кумукского «земельного вопроса», проблемы массового переселения горцев на кумукские территории.

О политологических терминах «горизонтальные связи», «сетевые ячейки»

В современной политологии используются такие термины как «горизонтальные связи», «сетевые ячейки» которые обозначают формы самоорганизации общественно-политической жизни, которые возникают в противовес всеподавляющему контролю «вертикали государственной власти».

«Горизонтальные связи» создаются тогда, когда люди из самой гущи народной жизни, вдруг проникаются идеей, ощущением необходимости перемен в жизни, пониманием того, что жить стало определенно невмоготу, и надо срочно что-то менять, срочно! И что тебе самому необходимо принять непосредственное участие, например, в деле национальной самоорганизации, создавая негосударственные общественные структуры, привлекая единомышленников для защиты своих интересов и прав…..

«Российская Федерация», недореформированная в плане государственного устройства наследница СССР, это имперский анахронизм, именно поэтому уже более 20 лет «РФ» не может определить «свой путь» развития…

«Горизонтальные связи» это ответ на бесплодное продолжение существования нежизнеспособной государственной формы в виде «РФ», «горизонтальные связи» это независимые от Государства, самоорганизующиеся Союзы граждан, Структуры общества, объединяющие в своем составе граждан по интересам, по единству важных мировоззренческих ценностей. Именно совокупность подобных структур и составляет тот самый «священный Грааль», «третий, особый путь», «гражданское общество», которые вроде бы хотят найти и сформировать в нашей стране кремлевские идеологи.

Однако на практике деятельность «Федерального Центра» сводится к тому, что он старается навязать обществу свое видение спектра таких организаций, степени самостоятельности и иерархии их, актуальности целей развития общества и государства, ограничить сферу деятельности «Не Правительственных Организаций (НПО), подавляя все, что самостийно произрастает на поляне «гражданское общество»…

Дело в том, что настоящие самостоятельные общественные организации подобной структуры и устройства, почти выпадают из-под контроля тоталитарного государства, а выпадать из-под контроля не тоталитарного государства нет нужды – такое государство не мешает, а поощряет свободомыслие, свободное творчество и деятельность своих граждан в пределах Конституции!

В среде Кумукского народа с разной степенью активности уже сегодня действуют целый ряд таких «ячеек горизонтальной связи» и форм самоорганизации национальной общественно-политической жизни…..  

* * *

В прессе время от времени появляются статьи, предпринимающие очередные попытки обсуждения проблем, возникших в связи с уже более чем полувековой большевистской практикой массовых переселений дагестанских горцев на Кумукские этнотерритории…

Однако при этом не предлагаются политически компетентные пути решения «проблемы кумукских земель». В большинстве случаев, это просто констатации факта – дескать, к сожалению, продолжается катастрофа с кумукскими землями и т.д., и т.п., но в них нет адекватного политическим этническим интересам Кумукского народа анализа, комментариев всего того, что происходит в этой сфере, соответственно, нет никаких эффективных предложений, путей решения этой проблемы…

Общая беда этих статей – они очень слабы в аспекте правового обоснования незаконности отъема и массовой колонизации огромных площадей этнических территорий Кумукского народа переселенцами от других народов, в нарушение всех международных правовых норм, без легитимного оформления разрешения или запрета Кумукского народа на такие переселенческие акции.

Изъян всех этих «кумукских активностей» в отсутствии обеспеченных политической и правовой мотивировкой, аргументацией предложений о том, как решать эту проблему.

В статьях этих – одни «стоны и жалобы», «все плохо…», «когда все это кончится…», и всегда одна и та же принципиальная ошибка – эти бесконечные причитания с просьбой решить кумукские земельные проблемы «по справедливости», обращены к той самой власти, которая, фактически, все это «плохое» задумала, совершила, и в течение времени более полувека и сегодня продолжает реализовывать свою антикумукскую программу. Вот именно к этой власти и обращаются кумукские «политические недоросли» с бессмысленными воззваниями «не делайте, пожалуйста, нам плохо, ведь, не хорошо все это, не справедливо…»

Это такая наивность со стороны взрослых людей! Надо понять – идет жесткая «холодная», пока тихая, тайная подковерная война с зубовным скрежетом… За что?! За – «Кумукскую Равнину»!!! Цена, ставка – Территория!!!

* * *

«Земельная проблема» Кумукского народа обсуждается также в форме конференций, в среде различных «групп интересов», и каждая из них тащит «арбу кумукских проблем» в свою сторону, в зависимости от того, какой структуре или персоне во власти они служат…

И на каком же уровне находится сегодня этнополитическое мышление этих структур и персон, их видение современного мира, понимание того, как решать национальные проблемы Кумукского народа? Все очень слабо…

1. Например, 1 декабря 2012 года в Махачкале состоялось собрание под названием «Гражданский форум Кумыкской общественности».

Примечательно, что группа людей, собравшаяся на этот Форум, соглашается на то, чтобы в «Резолюцию Форума» от ее имени по важнейшему национально-территориальному вопросу вносилось такое юридически неграмотное и политически безвольное суждение как «считать нецелесообразным…» и т.д.

Если вы, взрослые люди, собрались, чтобы серьезно обсуждать проблему «кумыкских земель», то надо говорить – о незаконности по нормам Международного Права проведения в административном образовании «Республика Дагестан» каких-либо земельных переделов до тех пор, пока на этой территории не будут осуществлены процедуры разграничения территории по национально-этническому признаку с учетом исторического наследия каждого коренного народа на данной территории, а после – проведения референдумов среди коренного населения о судьбе их исторических этнотерриторий.

Даже если бы в «РД» существовали гипотетически идеальные условия «всеобщего рая и благоденствия», то все равно необходимо было бы проводить процедуру «разграничения территории по национально-этническому признаку», потому, что в Дагестане тысячелетиями развивалась самобытная, уникальная, бесценная история наших предков, где каждый коренной народ жил на своих территориях в условиях этнической целостности.

А нам предлагают, – «давайте сначала сделаем в Дагестане «стабилност», а потом… Но! Кто определяет момент наступления этой самой «стабилности»?. И что же, потом, после «стабилности» надо забыть про незаконно изъятые кумукские земли?!

Нет! Все принципиальные вопросы или «общежития» или «раздельного жития» дагестанских народов надо решать в первую очередь, вот после этого уже больше не будет серьезных проблем, поводов для межнациональных раздоров и взаимных претензий…

В вышеуказанной «Резолюции» представлен все тот же привычный перечень ничем необоснованных, малограмотных в правовом смысле, демагогических суждений, высказываний и обращений в пустое равнодушное, ничего не решающее пространство.

Например, в тексте «Резолюции Форума» говорится:

– признать при осуществлении земельной реформы в Республике Дагестан преимущественные права местного коренного населения на владение и пользование землями сельскохозяйственного назначения;

– передать земли отгонного животноводства в ведение муниципалитетов на административной территории, которых они находятся;

– активнее привлекать для осуществления контроля над деятельностью муниципалитетов негосударственные институты гражданского общества;

– обеспечить защиту политических интересов кумыков на территориях их традиционного расселения, а также защитить их права собственности на исконные земли, в том числе и на земли отгонного животноводства.

Пройдемся критическим взглядом по пунктам «Резолюции». Как можно определить чьи-то «преимущества», если изначально конституционно не узаконено кто является коренным народом – «хозяином» на данной территории?

Для «передачи земель отгонного животноводства в ведение муниципалитетов» также необходимо предварительно провести процедуру «разграничения территории РД по национально-этническому признаку», тогда не надо будет и «передавать».

Не надо «привлекать», надо «не мешать» свободному возникновению и функционированию «негосударственных институтов Гражданского Общества», а Государству работать с ними на равных партнерских отношениях.

«Обеспечить защиту политических интересов кумыков … и т.д.» можно только двумя способами – или учредить «Двухпалатный Парламент «РД», где Национальные фракции в Верхней Палате формируются каждым коренным дагестанским народом в отдельности, или роспуском административного образования «РД», которое легитимно никогда не было учреждено, и вхождения каждого коренного дагестанского народа в состав «РФ» в качестве самостоятельного Национально-административного образования, как, например, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Татарстан, Башкортостан…

Таким образом, не смея взглянуть действительному положению вещей прямо в лицо и сказать – в нелегитимном образовании «РД» все обстоит крайне плохо и опасно, социальная, экономическая, политическая, криминальная напряженность растет с каждым днем, в итоговом документе этого «Форума» опять изливается демагогическое пустое «высокомудрие», желание понравиться и угодить «всем и вся» в руководстве этого антикумукского административного образования «РД».

Поэтому исторически необходимым решением «дагестанской проблемы» является переформатирование типа административного устройства нелегитимного образования «РД», учреждение нового современного государственно-административного образования на географической территории «Дагестан» и фиксация результатов этих юридических процедур в Конституции нового образования.

«Резолюция» данного Форума 1 декабря 2012 года была направлена Главе РД в тот период М-С. Магомедову.

6 февраля 2013 года, в силу внезапно изменившегося политического климата, новому руководителю, врио Главы РД Р. Абдулатипову от имени 9 участников Форума, в той или иной степени находящихся под прессом «обязательств государственного служащего», было направлено Обращение, в котором говорится: «Во имя справедливости и сохранения стабильности в республике мы поддерживаем Резолюцию Гражданского Форума кумыкской общественности прошедшего 1 декабря 2012 года. Мы, ниже подписавшиеся, на этом основании настаиваем снять с рассмотрения вопрос о введении частной собственности на земли сельхозназначения».

Ну и зачем нужно было дублировать в адрес только, что пришедшего к власти «новичка» Р. Абдулатипова Обращение, которое не сработало, будучи направленным в адрес представителя многолетнего правящего клана Магомедова Магомедали?

Предлагают «снять с рассмотрения…», а что предлагается сделать взамен? Ничего!!!

2. Далее, 10 февраля 2013 года в Пятигорске группой инициаторов был проведен, так называемый, «Чрезвычайный съезд кумыкского народа – учредительное собрание межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России». 

Я тут не буду разъяснять очевидное о том, как готовятся и созываются легитимные полномочные Национальные съезды…

Но вот, что в Резолюции данного «учредительного собрания» говорится и мои комментарии к ним.

«1. В Республике Дагестан проводится дискриминационная антикумыкская кадровая политика, о чем говорят результаты формирования нового кабинета министров республики» (Авт. – здесь речь идет о первых действиях врио РД Р. Абдулатипова).

«Кадровая политика»… А где в «Конституции РД» сказано, что Глава РД не может формировать исполнительные органы власти Республики по своему видению, по своей политической программе?

«2. Принять конституционно-правовые меры по обеспечению прав и интересов кумыкского народа, оказавшегося в меньшинстве на своих исконных землях на территории Республики Дагестан».

А в какой форме можно принять такие меры при существующей «Конституции РД»? Предоставить «исключительная права» именно и только для Кумукского народа?!

«3. Провести инвентаризацию всех земель отгонного животноводства и рекреационных земель с обязательным включением в состав комиссии представителей общественности;

5. Восстановить муниципальное образование «Таркинский район» в прежних границах».

На основании, каких документов? Разве в правовой системе и практике РФ есть юридические прецеденты, когда по требованию группы людей «Москва» восстанавливает административные районы?

«7. Передать из республиканской в муниципальную собственность равнинных районов земли отгонного животноводства».

В существующей правовой системе «РФ», в Конституциях РФ и РД нет такого правового субъекта «Кумыкский народ – население равнинных районов», следовательно, не будет государственной реакции на эти «бесстатусные стоны»….

«8. Выразить недоверие всем руководителям исполнительных органов власти, депутатам Народного Собрания Республики Дагестан, номинально представляющим кумыкский народ, и потребовать от них добровольного сложения полномочий из-за их систематического игнорирования запросов и чаяний своего народа».

Во-первых, все депутаты НС РД избраны от федеральных политических партий, а не коренными дагестанскими народами.

Во-вторых, что такое «недоверие» и что такое «нелегитимность, неправомочность»? Это разные категории, их надо четко определить, разделить и разными методами добиваться их реализации…

«9. Поддержать просьбу казачества, выраженную публично ранее, об образовании единого Южного федерального округа путем объединения СКФО и ЮФО в интересах эффективной защиты прав и законных интересов населения субъектов РФ».

До провозглашения таких бессмысленных в правовом отношении «политических демаршей», Кумукскому народу, в политической игре с Федеральным Центром, необходимо приобрести статус реального политического субъекта, сформировав на своем Национальном съезде легитимный орган, уполномоченный представлять национальные интересы Кумукского народа на всех уровнях общественно-политической жизни в РФ и на международной арене.

«12. В случае отсутствия приемлемого ответа в течение 10 дней на обращение чрезвычайного съезда кумыкского народа, изложенного в данной резолюции, организовать в г. Пятигорске шествие к резиденции Полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО А.Г. Хлопонина».

«В случае отсутствия приемлемого ответа…». Интересно знать, кому предъявляют этот «ультиматум» организаторы данного мероприятия? Путину?!

Вот здесь очень ярко проявляется то, что эта группа активистов является не самостоятельным Актором, а Инструментом в руках неких «кукловодов». Эти бедолаги запутались в мохнатых лапах такого колоса, что даже недопонимают то, что они уже давно работают не на чистые «кумукские интересы», а против них, и что их используют «в темную» на выполнение задач, поставленных перед ними своими «работодателями». Печальная, но заурядная судьба для «обычных амалсыз людей».

От одного названия «пятигорской акции» – «Чрезвычайный съезд кумыкского народа – учредительное собрание межрегиональной общественной организации «Конгресс кумыкских общин России» могут возникнуть опасные политические последствии. Это название юридически абсолютно неправомочно!

Получается так, что «не нужно проводить «дагестанский» Общекумыкский Съезд, и тогда кто хочет, где хочет, собирается и называет себя, как хочет, и, стало быть, не нужны легитимные постоянно действующие представительные общекумукские выборные органы….

Но это не пройдет! Есть тысячелетняя историческая родина-домен Кумукского народа – это «Кумукистан», т.е. прибрежная и предгорная территория современного административного образования «РД», и пока здесь не сформируется центр-ядро общекумукского национального представительного органа никто не может учреждать какие-то «надкумукские» наднациональные формирования….

Политически безграмотное, морально ущербное рвение инициаторов «пятигорской акции» можно оценить только так – они взялись «проводить в жизнь» этот антикумыкский проект своих хозяев, цель которых – «никогда более не допустить образования, учреждения единой общекумыкской Политической Организации, Общенационального представительного органа…». Их цель – политически «разбить» исторически целостный народ на фрагменты, на «общины». Дискредитировать идею политической самоорганизации коренных народов Дагестана.

Огромный ущерб политическому имиджу Кумукского народа, который мы все уже более двадцати лет пестуем, выстраиваем перед мировым сообществом, начиная с 1991 года, нанесла группа неизвестно кому и чему служащих людей …

Не обладающие национальным мандатом группа людей, вдруг внезапно созывает «чрезвычайный съезд» Кумукского народа, и не у себя на родине, а где-то там «за рубежом», прямо как Ленин – «в Лондоне»! А Кумукский народ и знать не знает, что кто-то проводит «чрезвычайный съезд» от его имени и продолжает заниматься своими делами!

* * *

3. Несколько позже, 12 мая этого года на «Сходе в Тарках» обсуждалась идея формирования «Кумыкского Национального Совета (Милли Мажлис)».

Попытка создания такого органа была апробирована еще в начале 1990-х годов, однако он просуществовал недолго…

На этом «Сходе» высказывались различные суждения. Например, «…формирование «национального парламента» Кумыкского народа позволит создать новое общественное движение, которое будет вести прямой диалог с властью в целях защиты прав Кумыкского народа…».

Однако надо помнить, что «Парламент» это не «Общественное движение», а Высший Национальный представительный орган Народа и учрежден он может быть только в процессе легитимных выборов на Общенациональном съезде!!!

На «Сходе» заявлялось, что «…в республике государственная власть захвачена несколькими кланами, которые монополизировали право говорить от имени того или иного дагестанского народа…

Кумыки по количеству организаций эксплуатирующих национальную тему занимают первое место. Люди говорят о необходимости создания нового Кумукского движения, которое не позволит эксплуатировать национальную проблематику в интересах отдельных персон, групп и кланов».

Дело в том, что принципиальные ошибки «кумукских путаников» в общественно-политической жизни проистекают из их «советского образа мышления», т.е. полной политической безграмотности… Они служат «успешной сегодня» персоне-чиновнику, а надо служить «вечным, святым идеям и интересам Народа, если даже это сегодня не выгодно…

Авторы этих обращений, будучи безнадежно «советскими людьми», видимо, полагая, что и сегодня «все решают» представители старых пробольшевистских дагестанских кланов, эти «вечно живые, коммунистические небожители» в таинственных коридорах власти, ждут решения национальных проблем своего народа именно от этих персон.

Но ведь все дело в том, что они, эти «хакимы», занимая государственные должности уже в течение более полувека, как раз таки «не решали» насущные проблемы людей и коренных народов Дагестана! Поймите, дело именно в том, что они «не решали», а поддакивали большевистскому Кремлю и за это имели свой солидный «паек». И, где теперь эти структуры, где былые великие «хакимы»?

Политически грамотные люди знают свою судьбу «решает», или «не решает» – сам Народ! И народ может «решить» свои национальные проблемы, если он все еще способен к самоорганизации, к мобилизации национального потенциала во имя собственных интересов…

* * *

Кумукский народ очень сильно поврежден царизмом и большевизмом. Следовательно, его надо «лечить», восстанавливать былое равновесие, только для него свойственный баланс генетического, духовного, культурного потенциала, восстанавливать былую территориальную целостность, этих начал, необходимых для самостоятельного существования каждого уникального Этноса…

Социальную структуру постбольшевистского современного Кумукского общества условно можно представить в следующем виде: «простой народ» 90%, «интеллигенция» 7-8%, (люди с высшим образованием, все на госслужбе, т.е. «бюджетозависимое сословие»…), люди с независимым мышлением – 1-1,5%.

Именно из этой реальности надо исходить при разработке Программы Национального возрождения Кумукского народа и формировании Национального Представительного органа его.

Нужно всем заинтересованным общественно-политическим активистам понять, что для разрешения «земельного, миграционного, кадрового» и многих других острейших конфликтогенных национальных проблем Кумукского народа необходимо политическое решение, а именно достижение самостоятельного Национально Административного статуса Кумукского Народа, а для этого необходима конституционная реформа административного устройства «РД», которая предусматривала бы разграничение территории РД по национально-этническому признаку. Вот чего надо добиваться!

 

Что с нами, с Кумукским народом, сотворили большевики и антикумукское дагестанское чиновничество

Современный тип кумукского чиновничества

Что такое «чиновничество» как «класс»? Ведь, сам по себе, этот управленческий класс необходим для нормального функционирования всякого общества, и именно поэтому этот слой общества еще в древности был изначально стихийно порожден как необходимый инструмент организации совместного существования больших групп людей.

Но нельзя никакую «правильную идею» превращать в свою прямую противоположность, доводить до абсурда, до «зла», обращенного против интересов своего общества. Нельзя отрывать человека от своего народа и ставить его в такие унизительные условия, что он не смеет уже и заикнуться об интересах своего народа.

Потому что получается так, что всякий хороший, простой человек, который хочет сохранить свой естественный, традиционный образ жизни, по большевистским понятиям, т.е. по их извращенному толкованию понятия «интернационализм», преследуется как преступник, и поэтому всякое здоровое национально-патриотическое чувство и деятельность человека в защиту этих национальных прав в качестве «государственного чиновника», просто опасно для его профессиональной карьеры…

* * *

Надеяться на сегодняшнюю формальную «кумукскую элиту-чиновничество» т.е. кумуков, занимающих те или иные должности в государственных органах, что она будет отстаивать интересы своего народа, дело бессмысленное…

Они все политически бессильны, психологически, мировозренчески выхолощены, нейтрализованы, оторваны от дела служения интересам своего родного Кумукского народа, «обезопасены» тоталитарным государством…

«Нейтрализованы» кто-то уже тем, что получил некую должность от «руководителя» представителя другого народа, а кто-то другой тем, что вовсе не пригоден по своим интеллектуальным, профессиональным и моральным качествам для занятия депутатского или иного государственного кресла, но именно поэтому и пассивен, что зависит от инонационального «работодателя». Понимаете, этот человек зависит от «кормильца».

Он «зависит» уже тем, что один из родителей его или супруг – вовсе «не кумук» и, таким образом, он потому уже «не пригоден» так, как уязвим и по этому признаку. Он подвержен антикумукскому влиянию со стороны некумукской родни, занимая формально «кумукскую должность» и именно, поэтому он, возможно, и получил эту должность, и именно поэтому он будет весьма послушным и «ручным кумИком» в руках реально, действительно «власть предержащих» кланов в «РД»….

В основном такие кумуки получают высокие должности потому, что именно такие «кумИки» во власти и нужны руководителям-представителям других народов, если уж им пока все еще не удается вовсе отстранить Кумукский народ от власти….

Им нужны именно такие «кумИки» тихие, без амбиций, послушные, не смеющие выдвигать проблемы Кумукского народа на середину общественного внимания в «РД» потому, что они «не опасны», они уязвимы, либо своей интеллектуальной и профессиональной несостоятельностью, либо не полноценностью по статье «кумук», и он знает, что «большой хаким» от другого народа, взявший его на эту должность, может в любой момент его и уволить….

Такие «кумИки» во власти, не смеют и не умеют (!) профессионально грамотно «поднимать» перед властями и отстаивать тяжелейшие национальные проблемы Кумукского народа (такие как национальное представительство в органах государственной власти, земельные, миграционные, экономические, культурные….) уничтожающие будущность Кумукского народа….

* * *

Итак, говоря о деформациях, прямой дискриминации кумуков в кадровой политике в «РД», о количественной и качественной представленности кумуков в государственных органах на всех уровнях и о реальных возможностях «кумукского чиновничества» надо признать, что:

1. В современных условиях кумук, перейдя в статус чиновника, депутата, не выполняет своих функций перед своим Народом, интересы которого он формально будто бы представляет в государственных структурах по «национальному признаку»…

2. Он не может этого делать: а) так как не избран, не назначен именно своим Народом на эту должность, поэтому формально и фактически не несет перед своим Народом никакой ответственности, б) не кумукские Акторы «избирают-назначают» такого «кумИка», который по профессиональным, моральным качествам не соответствует требованиям категории действительного «представителя» этнополитических интересов Кумукского народа»…

3. Такой кумИк, в большинстве случаев, – «пустота» для своего народа, если не «зло» так как, бездеятельно занимая важный официальный пост, он своим бездействием и некомпетентностью нейтрализует возможности решения Национальных Проблем своего Народа через полномочия данного государственного поста, или прихода на эту должность компетентного, активного кумука….

4. Это следствие несовершенства, несоответствия государственного устройства административного образования «РД» ни исторической, ни современной реальной этнокультурной ситуации в Дагестане…..

5. Кумук-чиновник пришедший и попавший во власть, этот бедолага так тщательно «отобран» в процессе предварительной фильтрации через антикумукское «кадровое чистилище» представителей других народов, что он даже уже, будучи в «кресле», ничего не делает для своего Народа. Даже того мизерного, что мог бы делать совершено безнаказанно. Он – «результат» нелегитимного процесса отбора «кумука-чиновника» во власть реальными владетелями Власти в Дагестане, т.е. «не кумуками».

Исторический аспект категории «представитель национальных интересов народа»

Мы с тоской и болью вспоминаем о наших героях (игит, улан, оьзден, яхшы-адам), которым не удалось претворить в жизнь свои мечты о лучшей доле для своего Кумукского народа и многие из которых отдали свои жизни, стараясь реализовать свои мечты Шамханы Кумукистана, Бийи, Беки, Князья, ученые-алимы, поэты, мастера, интеллектуалы, политики, юристы…

Но и в наше время были люди этого ранга и подобной высоты мысли и желания служить своему Народу.

* * *

Я хочу вспомнить про Мирзабекова Абдуразака Мардановича, Председателя Правительства РД в 1990-е годы. Этот человек, «таза къумукъ-улан», один из немногих выдающихся людей современного Дагестана (конец ХХ века). Но ведь, он тоже, как и многие другие лучшие сыны нашего народа, ушел из жизни ущемленный, оскорбленный в своем достоинстве, хотя всего себя посвятил служению Дагестану.

А. Мирзабеков, хотя он и являлся продуктом «советской системы», был именно тот человек, который и мог бы вывести дагестанскую экономику на другой, почти на самообеспечиваемый уровень, но ему не дали возможности осуществить свои планы, которые, я знаю, преследовали именно «общедагестанские интересы»…

Он ушел из жизни после того, как существовавшая на тот момент власть, немотивированной отставкой оскорбила всю его чистую биографию этого «яхшы адам».

Почему? А потому, что он человек из благородного сословия, из рода «киняз», полагал, что, «ведь, все видят – я работаю на «весь Дагестан», и я не позиционирую себя как «кумука» в своей общедагестанской работе?! Но в конце жизни был огорошен «холодным душем» дагестанской реальности.

На самом деле, в Дагестане никто не считает, что существует некий «единый Дагестан», и каждый блок представителей каждого дагестанского коренного народа во власти только о себе и думает в первую очередь, и работает в этом направлении, а некоторые их них и коррупционно и криминально…

Но он, Абдуразак Марданович, и сам виноват… Он полагал, что он «вне политики», он хочет «добра всему Дагестану», в чем дело, не трогайте меня, т.е. «делайте политику» не трогая меня, я буду «экономику делать»…. Наивный призыв оленя к хищникам – «давайте жить дружно». Так уже было в истории Кумукистана и Дагестана, почитайте книги о политической судьбе Дж. Коркмасова и других.

И это в Дагестане! «Делать политику» и не трогать Правительство, которое и распоряжается (подписью и печатью, хотя бы) всеми финансами, кадровым составом Правительства Республики, это, знаете ли, верх политической наивности или, научно говоря, эскапизма, т.е. убегания от реалий жизни, «зарывания головы в песок»….

Весь Дагестан ответил ему, его отставке – высокопрофессионального технократа, экономиста, полным равнодушием, т.е., фактически, население его отставки попросту «не заметило», «не поняло» и поэтому – не защитило! Это было почти равнодушное «он ушел? Ну, так тому и быть…».

У разных этносов, разных слоев населения, разных персон в Дагестане мотивы реакции на это событие были разные…

Его враги дождались плодов своей кропотливой работы и без лишней шумихи тихо в своих «углах» отметили свою победу. Им в кресле премьер-министра нужен был полностью управляемый ими «кумИк», а еще лучше само свободное «кресло Премьера».

Кумукский народ отнесся равнодушно потому, что он так и не понял – «кто он, г-н Мирзабеков?», за кого он, за какие цели он живет и работает, каким он видит решение кумукских проблем…».

Что касается властьимущих персон… Одни из них полагали, что чем они дольше будут способствовать сохранению Мирзабекова в кресле Премьера, тем дольше фактически они сами будут управлять дагестанским Правительством.

Другие персоны полагали, что они лучше справятся с проблемой контроля над Премьерскими функциями, на которые постоянно антиконституционно покушался Магомедов М.М., и они способствовали падению Мирзабекова, но сами не сумели удержаться в этом кресле на какой-то серьезный срок, и от их руководства не осталось никаких заметных позитивных результатов для жизни, экономики Дагестана. Но это и не было возможно при существовавшей тогда политической конструкции, выстроенной под авторитарное правление конкретного человека.

Что же получается – дагестанскому чиновничеству наплевать на всякие там моральные теории, честность, право, справедливость, на реальные нужды населения?

А как же?! Так и есть! Ведь, делят «шкуру Кумукского Народа», его территорию…, какие тут могут быть сантименты?!

Мирзабеков этого не понял, а если и понял, то не занял своевременно соответствующую позицию, необходимую для защиты себя во власти и интересов своего Народа…

Реальные причины массовых переселений горцев на Равнину

Кумукский народ (как часть тюркского компонента мирового сообщества людей человечества) является слишком крупным и древним этносом, чтобы его можно было обозначать каким-то простым ландшафтным этнонимом по принципу «горцы», «степняки»….

Тюрки, в том числе и Кумуки, живут и в степях, и в горах, и в центре суперконтинента ЕвроАзия, и на побережье морей-океанов, и в полупустынях, и в субарктической зоне, т.е. издревле населяют почти все северное полушарие планеты Земля….

Но за период власти большевиков в Дагестане статус Кумукского народа был низведен до самого опасного уровня.

Руководители других дагестанских народов массово переселяют свои народы на Кумукскую этнотерриторию не для решения их «сельскохозяйственных нужд», а для создания на кумукской этнотерритории маленьких не кумукских «национальных гьукуматов своих народов» на Кумукской Равнине, в сердце Кумукистана!!!

Тут я вспоминаю как в кулуарах после некоего собрания один «продвинутый горец» в пылу полемики вдруг выпалил вслух истинные цели их «дружбы народов» в Дагестане, он сказал – …нам нужны «жизния прастуранстува…», имея в виду процессы колонизации кумукской этнотерритории…

В последние времена дагестанский официоз в связи с проблемой массовых переселений горцев на Равнину уже открыто применяет такую формулу «…да, переселяли так, как на Равнине не хватало рабочих рук для промышленности, сельского хозяйства…».

А вот что писал один из идеологов и активных практических исполнителей «переселенческой политики» Председатель Совнархоза ДАССР в 1950-е годы и позже Шамхалов Ш. – «…курс был взят на человекоемкое производство, дабы преодолеть безработицу, естественно возникающую при массовом переселении горцев на равнину». («Даг. правда», 16 сент. 1994 год).

Таким образом, изначально не было нужды на равнине в «рабочих руках», ее, т.е. «безработицу», искусственно создали на равнине сперва «массово переселяя горцев на равнину», и только потом «взяли курс на человекоемкое производство», чтобы обеспечить работой и закрепить переселенцев на равнине…., хотя «человекоемкие» производства можно было строить и в горах, каскад ГЭСов, например, современные дороги, интенсивное садоводство и т.д.

Так, что никому не удастся сегодня Причину выдавать за Следствие…

Причиной явилось желание представителей горских народов в руководстве ДАССР заселить массами своего народа и присвоить кумукские территории, а следствием, поводом – искусственно созданная «безработица» на равнине из-за незаконного массового переселения горцев…

Эти деятели нашли «изящное решение» проблемы ими же искусственно созданной на равнине «безработицы» вымолили у Центра огромные (для наших масштабов) оборонные заводы с примитивными технологиями типа «выточить гайко-болт», экологически опасный завод фосфорных удобрений у устья рыбной (!) реки Сулак и т.д. и т.п.

И то, что Центр дал периферии по принципу «на тебе убоже, что нам негоже», люди с «советско-партийным» мышлением с 1950-х годов по сей день называют «строительством дагестанской промышленности». Ну и где теперь это хваленное великое завоевание социализма – «дагестанская оборонная промышленность»?!

Итак, все ясно! Проблемы «массового переселения горцев на равнину», «земель отгонного животноводства», это не экономическая, не «сельхоз-агрономическая» проблема, а национально-политическая, этнотерриториальная, и культурная проблема, подрезающая под корень всю будущность Кумукского народа!

Поэтому, и Ответ Кумукского народа на всю эту переселенческо-миграционную политику, проводимую в Дагестане, с одной стороны административной элитой горских народов от имени «Москвы», а с другой стороны проводимую Москвой руками представителей горских народов, должен быть адекватным, т.е. политическим!

Надо требовать у «Москвы» такого реформирования государственного устройства административного образования «Республики Дагестан», чтобы каждый коренной народ мог сам определять свою судьбу.

Вот тогда каждый дагестанский народ будет вправе именно со «своего» депутата требовать отчет о его деятельности в Парламенте по отстаиванию своего Национального мандата, по которому он и попал в Парламент, как представитель, носитель «свода национальных политико-экономических интересов-требований», т.е. обладатель «Национального Мандата определенного народа»!

Если это не делается, то Кумукский народ должен требовать Автономии в составе РФ! Как, например, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Адыгея и т.д.

«Дорожная карта» для Кумукского Народа

Наше, признанное нормами Международного Права (верховенство которых над Национальными правовыми нормами признаны в Конституции РФ) юридическое право добиваться политического национального самоопределения, наша национальная судьба валяются у нас под ногами…

Наши патриотические предки, герои 1917-20-х годов только одним лозунгом Февральской революции и пользовались в своей политической и военной деятельности – «право народов на самоопределение». Этот лозунг, как и лозунги «землю крестьянам», «долой войну» большевики, поняв, что это самые популярные среди населения лозунги, украли из программы партии социал-демократов после Февральской революции и вначале использовали их в обманных, пропагандистских целях. Однако, сразу после захвата ими власти в результате Октябрьского переворота, большевики эти священные лозунги Свободы выбросили в мусорную свалку.

Надо только решиться и суметь поднять с земли, взять в свои руки, и убедительно, неопровержимо предъявить наше неотъемлемое юридическое право на национальное политическое самоопределение по нормам Международного сообщества, региональным, федеральным властям и всему международному сообществу, требуя соблюдения наших прав наравне с правами других народов всего мирового сообщества.

Сегодня официальными членами ООН являются ряд островных государств Океании с численностью населения в одну-другую десяток тысяч людей!

Но смотрите, что говорил еще в конце 1918 года гениальный кумукский культуролог Темирбулат Бийбулатов, имея в виду политическое самоопределение для коренных народов Дагестана:

«Отчего же нам не дадут! Разве мы хуже автономной Грузии, Армении, Польши, королевства Финляндии, республик Украины, Донско-Кубанской. Почему же одни кавказские мусульмане и Дагестан не смогут самоопределиться хоть, по крайней мере, до Мирового конгресса (Авт. – т.е. до «Парижской мирной конференции», 1919-20 г.г., которая подвела итоги 1-й Мировой войны)» – удивлялся он. (см. – Абдулатипов А.Ю., «Художественный мир Темирбулата Бейбулатова», Махачкала. 2005, стр. 125).

Процессы национальной самоорганизации в общем виде могут иметь такие этапы.

Первый этап:

1. Предельно юридически корректно провести соответствующие организационные процедуры необходимые для политической национальной самоорганизации Народа по учреждению его национальных представительных структур, которые только и могут быть единственно легитимными органами, политическими инструментами, позволяющими демократическими методами предъявлять к публичному обсуждению, отстаивать как внутри страны, так и вовне ее свое естественное Право на национальное политическое самоопределение…

2. Большевизм, методом геноцида в течение 2-3 поколений, сформировал психолого-этно-демографически ущербное население, которое в большинстве своем уже не понимает жизненно необходимого смысла демократических выборов своих легитимных национальных представительных органов.

Поэтому необходимо постоянно компенсаторно просвещать, объяснять коренным народам важность проведения выборов, в целях зашиты их личных жизненных интересов и прав каждого гражданина, для чего необходимы именно демократические выборы, обучать население процедурам демократических выборов, методам защиты выборов от фальсификаций и т.д.

3. Категорически необходимо проводить выборы при участии и под контролем международных наблюдателей потому, что наше общество, во-первых, политически неграмотно, а во-вторых, коррумпировано, подвержено манипуляциям со стороны государственных структур….

Второй этап:

1. Нам, Кумукскому народу, его общественно-политическим организациям, необходимо стремиться к достижению как можно более широкого политического признания внутри страны и в среде международного сообщества, как легитимности наших национальных политических структур самоорганизации, так и наших требований по восстановлению (!) наших прежних естественных традиционных национальных форм общественно-политического существования, попранных царизмом и большевизмом,

2. «Политическое признание» мировым сообществом некоего нового этнического административно-государственного образования, претендующего на официальный статус, зависит от упорной, терпеливой, длительной работы самого Народа по отстаиванию своих национальных прав и интересов, успех зависит от профессиональной, эффективной работы его политических структур по разъяснению общественности своих целей, и еще, от времени, потраченной на подобную работу, а также от стечения благоприятных обстоятельств в историческом процессе развития общества….

* * *

По этому пути достижения национального политического самоопределения уже много лет (!) идут Северная Ирландия, баски, каталонцы в Испании, фламандцы в Бельгии, шотландцы, север Италии, франкоязычные канадцы, да и все страны «арабской весны», взорвавшиеся в 2012 году в порыве революционного освобождения от наследия феодального анахронизма….

Цели у всех этих народов разные (спектр: национальная автономия, федерация, конфедерация, полная государственная независимость), но политические методы одинаковые – создание легитимных национальных политических структур и публичное провозглашение своих национальных политических целей…

Надо уже всем, кто интересуется проблемами национальной политики признать есть наработанные в веках общепризнанные правила, процедуры, формы легитимного учреждения национальных политических институтов, структур, которые только и вправе провозглашать и проводить в жизнь некую Национальную политическую Программу от имени своего Народа…

Другого легального пути достижения национального политического самоопределения в современном мире нет. Надо играть по общепризнанным политическим правилам и играть высокопрофессионально… Иначе международное сообщество «не заметит» нас, и поэтому может просто «переступить» через наши мечты и пойти дальше, и именно потому что «не заметило» нас…

Конституционные реформы государственного устройства «РД» необходимы для того, чтобы:

1. «Развести» Коренные Народы Дагестана в Верхней «Палате Наций» Парламента Дагестана по «национальным фракциям», иначе в Дагестане одни народы будут постоянно «руководить» другими народами, что является основной причиной постоянного глухого подспудного недовольства большинства коренных народов существующей формой административного устройства образования «РД»…

2. Необходимо, чтобы каждый год 2-х палатный Парламент заслушивал Отчет Правительства, и если оно не справилось со своей прежде официально заявленной и утвержденной Парламентом Программой – Правительство отправляется в отставку…

3. То, что происходит сегодня в Дагестане – это полномасштабный крах полувековых попыток административной элиты «горских народов» построить под крышей «интернациональной идеологии» СССР, единое «горское» государственное образование на территории современного нелегитимного административного образования «Республика Дагестан», с административным центром на территории Кумукистана…

4. Мы, Кумукский народ, не принимаем эту Программу и не даем разрешения на ее реализацию на своей территории….

5. Если кто-то хотел иметь «общедагестанскую государственность», то надо было в 1918-20-х годах сохранить, как «ядро» будущей общедагестанской государственности, «Шамханство Тарковское», которое являлось в течение почти 700 лет, историческим наследником Хазарского Каганата, и федеративным центром Дагестана.

Эхо деяний наших предков – Ата-Баба

Те, кто после Февральской революции 1917 года взялись за непосильную их уму общественно значимую проблему и с треском провалили ее, обычно оправдывались фразой – «я хотел как лучше…».

Однако на подобные жалкие оправдания был дан ответ еще в библейские времена – «благими намерениями устлана дорога в ад…». Эти «неудачники» пошли на сотрудничество с большевиками, причинив огромный вред и своему народу, обществу, и себя погубили…

А был ли Выбор, другой выход, альтернативный вариант поведения в тот период?

Спросите у князя Нухбека Тарковского, Баммата Гайдара, Ал Кылыча Хасаева, Данияла Апашева, Абдурагима-кади Мустапаева и 25 других казанышских кадиев расстрелянных большевиками в 1929 году, моего деда Ханмава Бамматули и сотни других героев национал-патриотов Дагестана, расстрелянных в 1937 году, и вы поймете выбор был! – но, не все сумели сделать исторически и патриочески верный персональный выбор в тот период сложнейшего исторического хаоса.

Реальные «последние рыцари»

Здесь я привожу некоторые предварительные наброски своих размышлений над проблемой – «кто есть кто» в новейшей Кумукской истории, сравнительный анализ их идеологических позиций и роли в деле Национального возрождения, оценка их прогнозов хода Истории и последствий для Кумукского народа реального хода Истории.

Кто оказался политическим, патриотичным реалистом, мудрецом, а кто идеалистом, политическим простачком, и даже беспринципным конъюнктурщиком…

Сложная судьба моего древнего, исторически состоявшегося Народа, позволяет проводить вот такие, странные на первый взгляд, но правомерные, хотя и болезненные сопоставления трагических судеб кумукских исторических персон, например, как Уллубий Буйнакский, Джалал Коркмасов и Гайдар Баммат, Бейбулат Темирбулатов и др.

Мы, кумуки, постоянно оказываемся главными жертвами всех исторических катаклизмов затрагивающих побережье Каспия в Дагестане.

После Февральской революции 1917 года и в годы Гражданской войны в Дагестане действовала целая плеяда неординарных личностей, находившихся в противоборствующих лагерях.

Однако партия большевиков, после их «пирровой победы», описывая трагедию гражданской войны в 1918-20 годах в Дагестане, всучивала нам как героев лишь своих сторонников, а информацию об их политических противниках старались стереть из страниц Истории навсегда, «советская власть» нам вдалбливала в головы лишь свою, большевистскую версию событий, происходивших в основном на территории Кумукистана.

Но нам нужно знать и другую версию, которую излагали активные участники тех событий из противоположного лагеря.

Например, из кумукских деятелей большевистская пропаганда восхваляла У.Буйнакского, Дж.Коркмасова (его периодически, в зависимости от политической конъюнктуры) и других, а их идеологических противников, например, князя Нух-Бека Тарковского, князя Рашида Капланова, Данияла Апашева, Гайдара Баммата, Темирболата Бийболатова и многих других пыталась вычеркнуть из Истории.

Но для нас, современных кумуков, люди, в силу личных убеждений, исторических обстоятельств, оказавшиеся в разных военно-политических лагерях, и те, и другие это наши люди, выходцы из единого Кумукского народа, и мы, хотя бы сегодня, когда большевистская идеология «классовой борьбы» потерпела полный исторический крах, и больше нет «НКВДешной» опасности, должны в одинаковой мере чтить и сохранять память о наших сородичах, оказавшихся по разные стороны баррикад, тех исторических персонах, кто не работал прямо против национальных интересов нашего народа…

Большевики взяли на себя исторически бессмысленную, морально бесславную роль, функцию, попытку судить от имени Истории «кто есть кто», указывать нам, кумукам, впечатать в наше сознание свою систему ценностей «вот эти кумыки хорошие – У.Буйнакский, Дж.Коркмасов…, а все остальные – «враги народа».

Нет! Мы, кумуки, сами решим «кто есть кто» среди кумукских исторических персон!

* * *

Я начинаю сопоставлять. Вот, например, выходец из шамханского тухума кумук Уллубий Буйнакский. У него, у юноши, «ума хватило» лишь на то, чтобы выбрать как самую «правильную» общественно-политическую программу провальный, людоедский проект «большевизм», который явился катастрофой для родного ему народа, как и для всех других народов в захваченной большевиками стране, и, в результате, он свою молодую, неопытную жизнь бессмысленно положил на плаху из-за большевистских идей фантомного «земного рая».

Другие исторические персоны – Джалал Коркмасов и Гайдар Баммат. У них много общего – оба выходцы из семей офицеров высокого уровня, оба учились в престижной тогда Ставропольской классической гимназии, оба закончили ведущие университеты, стали юристами, оба сформировались как талантливые политики мирового уровня, оба многого достигли, многое сумели осуществить в своей жизни, имели самый высокий авторитет в среде политиков, государственных деятелей различных государств…

Однако между ними есть, казалось бы, небольшая, не существенная разница, но, как оказалось, эта разница имела судьбоносный характер.

Они различались в оценке того, насколько далеко можно пойти в компромиссе с идеологическим противником. Вот это самое главное при оценке исторической значимости того или иного деятеля и точности сформулированного им прогноза вектора развития Истории.

Вот мой, авторский, критерий для оценки «полезности» кумука-активиста для исторической судьбы своего Народа.

* * *

И смотрите, как реагируют разные кумуки с одинаковой биографией молодых лет, на одни и те же исторические события на переломе судеб…

Гайдар Баммат уже в августе 1917 года (всего через полгода(!) после Февральской революции!) дает блестящий анализ общественно-политического положения в распадающейся на глазах Российской империи, расклад и характеристику новых политических сил…

Приводя компетентные исчерпывающие аналогии с Французской революцией, еще за три месяца до большевистского «октябрьского переворота», о котором никто еще ничего не знает, Баммат в своей статье говорит об опасности «политического легкомыслия большевиков…», о необходимости бороться для защиты истинной революционной демократии с «…анархией как справа (монархисты), так и слева (большевики)…». (см. Г.Баммат, «Задачи текущего момента». Статья в газете «Время»,1917,16 августа, №17). Это, знаете ли, предвидение, анализ, политология высшего уровня!

После Февральской революции еще ничего не ясно – может быть, наступит монархическая реставрация, а если нет – то что? И в этом сплошном хаосе, мареве, неразберихе Баммат (а ему всего 27 лет!) дает совершенно верный анализ расстановки политических сил и прогноз – как и что должно быть сделано для достижения, защиты интересов отдельных людей и коренных народов Дагестана…

Г. Баммат сумел быстро сориентироваться, верно постичь всю сложность политических перипетий того времени, определить для себя какие политические силы враждебны и пагубны для национальных интересов своего народа, а какие открывают исторические перспективы для его свободного развития.

Гайдар Баммат все предвидел, предсказал и выбрал лагерь дагестанских национал-демократов, патриотов круга «Милли Комитет», как наиболее соответствующий историческим традициям, политическим интересам коренных народов Дагестана, Северного Кавказа, а когда стало ясно, что дело проиграно, уехал за границу, имел блестящую карьеру политика европейского масштаба и жизнь показала историческую правоту его политической позиции, его жизненных ценностей…

Гайдар Баммат это бывший министр иностранных дел «Горской республики Северного Кавказа и Дагестана», дипломат, официальный дипломатический представитель Афганистана в Швейцарии (1943-50 г.г.), блестящий политический аналитик, публицист, основатель, издатель, редактор, автор очень авторитетного и влиятельного общественно-политического журнала «Кавказ», который он издавал в Париже в 1934-39 годах (см. кн. «Гайдар Баммат и журнал «Кавказ», Махачкала-Париж, 2010).

Даже сегодня 90% населения страны до сих пор не знает и не понимает все общественно-политические причины, интриги, двурушничество в «большой европейской политике», которые привели к развязыванию 2-й Мировой войны, и которые Г.Баммат описывал и анализировал в своем журнале «Кавказ» в режиме «он лайн»…

Я говорю со знанием проблемы, сегодня во всей стране проблемы, сегодня во всей стране нет даже двух-трех политических аналитиков уровня Гайдара Баммата.

Политическая позиция Г.Баммата сводилась к принципу – никогда нельзя переходить «моральную черту» между Добром и Злом, между «можно» и «нельзя» в деле защиты национальных интересов своего народа.

Смотрите, я показываю некоторую картину. Г. Баммат в эмиграции. Ему, и всем кавказским эмигрантам, Председатель Съезда поляков, проживающих за границей, который состоялся в Варшаве осенью 1934 года, г. Калиновский ставит в вину «спор между двумя кавказскими течениями дискредитирует кавказцев… Неохотно и даже со стыдом мы должны признать, что вы не умеете скрывать ваши внутренние споры…».

И вот блистательный ответ блистательного Гайдара Баммата на это «недопонимание» некоторыми внешними наблюдателями внутренних тонкостей очень напряженной эмигрантской кавказской политики.

«То, что нас (т.е. группу Г.Баммата «Кавказ» и другую группу кавказцев-эмигрантов, а именно, грузинских социал-демократов «меньшевиков» и азербайджанских «мусаватистов» в эмиграции (т.е. марксистов) разделяет, что исключает возможность какого то ни было компромисса между нами – это решительное и бесповоротное отрицание нами священных для наших противников догм Марксова Евангелия – наше нескрываемое отвращение к пошлому (Авт. – к пошлому!) историческому материализму, грозящему вытравить из народной души наиболее возвышенные, наиболее благородные побуждения человеческого духа – наше страстное отталкивание от человеконенавистнической теории классовой борьбы, несущей смертельную опасность национальному единству и гармоническому развитию наших народов, это – наша страстная религиозная преданность национальной идее, стихийное ощущение нами родной почвы, неотъемлемое от нас сознание связанности нашей с предшествовавшими нам поколениями и со своей нашей историей, наша твердая непоколебимая воля защищать всеми доступными нам средствами самобытность нашей страны, ее своеобразную духовную структуру, свойственный ей одной аромат ее национальных культур, одной ей присущую феерию ее бытовых красок…» (см. «Гайдар Баммат и журнал «Кавказ», Махачкала-Париж. 2010, стр. 105 ).

Эта длинная цитата неопровержимо подтверждает то, что Г. Баммат четко, однозначно заявляет – в принципиальных, политических ценностях никаких заигрываний, уступок, компромиссов с нашими идеологическими противниками (грузинскими «меньшевиками» и азербайджанскими «муссаватистами», т.е. марксистами) не будет, какими бы «кавказцами» они себя не изображали! И этим сказано все! Вот как надо себя позиционировать серьезному политику!

* * *

Другой наш гениальный политик-практик кумук-карачаевец Джалал Коркмасов.

Он, в отличие от Гайдара Баммата, выбрал лагерь большевиков. Большевики его использовали против интересов его же родного народа, насаждая «большевизм-советизм» в среде дагестанских народов, его интеллектом, авторитетом, влиянием, его же руками начали проводить антикумукскую переселенческую политику, а затем большевики его расстреляли….

Жизнь показала, что дело, которому служил этот высокоодаренный человек – большевизм, рухнул, погубив миллионы людей, и приведя родной ему Кумукский народ к катастрофическим этническим потерям – уничтожение национальной элиты, депопуляция, потеря этнических земель…

Политическая позиция Дж.Коркмасова – ради «большой идеи» я пойду на некоторые уступки в плане морали, пойду на союз с большевиками…, но я, европейски образованный человек, юрист, политик, в тот самый момент когда я достигну своих целей во благо народа, тут же прерву все связи с безграмотными «большевичками», и они, заплатят мне сторицей за мое унижение, за вынужденный союз с ними, за мои нарушения моральных запретов.

* * *

Гайдар Баммат успел уехать за границу, а У. Буйнакский в 1919 году был расстрелян «монархистами-деникинцами» (угроза демократии «справа», по Баммату), Дж. Коркмасов, который верой и правдой служил «левакам-большевикам», ими же и был расстрелян в 1937 году (угроза демократии «слева»).

Тот, кто связал свою судьбу с антинациональной идеологией большевиков, служил им и погиб от их же рук, оказывается в странном положении человека зря растранжирившего самое святое свою жизнь, потому, что дело, которому он служил, оказалось историческим тупиком и антигуманным бедствием.

А тот, кто безукоризненно, беззаветно служил своему народу, будет в вечном в особом, священном пантеоне народной памяти и любви, даже если ему самому не довелось дожить до победы своих идей, и оправданий своих боевых жертв!

* * *

Еще одна удивительная судьба. Темирбулат Бийбулатов – это был своего рода кумукский «Леонардо да Винчи», человек-творец на уровне «титанов эпохи Возрождения» в Европе.

Поразительно многообразие его талантов: офицер-воин, поэт-драматург-писатель, просветитель, фольклорист, издатель, переводчик, композитор, музыкант, хореограф, актер и – самая вершина его дарований основатель первого в Дагестане национального театра – «Кумукского музыкально-драматического театра»!

Он родился в 1879 году в селе Нижнее Казанище в семье офицера, окончил Ставропольскую классическую гимназию, в числе воспитанников которой были такие известные дагестанские общественно-политические деятели как У.Буйнаский, Дж.Коркмасов, Г. Баммат, М.Хизроев, С.Габиев и другие.

Хотя биография молодых лет Т.Бийболатова такая же как у многих видных дагестанских деятелей того времени он в отличие от них, не занимался политикой, не пытался сделать карьеру на государственной службе. Он самым старательным образом удалился от своей прежней биографии «царского офицера» и полностью посвятил себя деятельности в культурной сфере, более того, он активно и весьма эффективно продвигал в своем творчестве революционные обновленческие идеи раннего «романтического» большевизма.

Бейбулатов за какой-то десяток лет переформатировал, переработал и перебросил Кумукскую культуру из феодального состояния на орбиту самой передовой в тот период культурной жизни ХХ века…

Есть одно важное отличие в судьбах гения эпохи Возрождения итальянца Леонардо да Винчи и кумука Темирбулата Бийболатова.

Итальянца опекали и спонсировали богачи, аристократы, главы княжеств, Папа Римский, а кумука погубила его прошлое. Большевики, опираясь, в том числе на компромат услужливо и обильно подбрасываемый завистниками, кумука-гения в 1938 году арестовали как бывшего «белого офицера», и «убили», сослав шестидесятилетнего больного человека, на непосильные каторжные работы в Караганду, где он и скончался инвалидом в 1942 году. (см. Абдуллатипов А.Ю., «Художественный мир Темирбулата Бийбулатова». Махачкала. 2005).

Мой Вывод из вышеприведенного текста: Не важно из какого сословия ты родом, важно верно ли ты понимаешь действительно исторически полезный путь развития своего народа и верно ли ты позиционируешь себя в этой работе-борьбе…

Размышляя об историческом противостоянии дагестанских большевиков и национал-демократов, я все больше и больше убеждаюсь в том, что именно сам Народ, весь Народ в целом несет в себе все «хорошее» и «плохое», чем наделила его Судьба, т.е. непредсказуемые завихрения биологических и социальных эволюций и революций. Тут есть и «хорошее» и «плохое».

Есть понятие «аристократизма» и есть понятие «низменного», животного, и то и другое совместно сидят внутри нас, но мы хотели бы избавиться от «звериного, плохого» в нашей человеческой сущности.

И, к счастью, у нас есть ощущение присутствия некоей предопределенности всего Сущего в этом мире, т.е. действительного существования ПервоТворца и, как отображение его воли, мы ощущаем присутствие в нас и влияние на наше мировоззрение и поведение чувства-инстинкта «совесть-мораль», что сидит внутри нас. На этот божественный инстинкт вся Надежда, что Человек постепенно освободится от «звериного» в себе…

Одни бросаются в огонь через преграды морали, пытаясь схватить фантом, мираж большевистского «земного рая», а другие смиренно и стойко служат Чести, Долгу, Богу, Народу, надеясь, что со временем, человек будет все больше и больше совершенствоваться…

Я обвиняю большевизм за то, что он изъял из процесса нормального хода развития человечества, ликвидировал, репрессировал, нейтрализовал «поразив в правах» два-три поколения высокоодаренных родов, семейств из среды всех коренных дагестанских народов…

И теперь мы вынуждены начинать все снова, «с нуля». А должны были в течение прошедших 70 лет развиваться «стоя на плечах своих предков», отталкиваясь от уровня их достижений в сфере политической мысли… И с горечью думаешь о том, что мы могли бы иметь и достичь сегодня, если бы большевики не уничтожили 70 миллионов жизней, и не украли у страны 70 погубленных лет на пути прогресса и свободного развития….

* * *

Я обращаюсь этими своими текстами к истинной Кумукской Элите – к «яхшы адамлар». Но, позвольте, я прежде дам некоторое разъяснение – что же означает кумукское выражение, термин «яхшы адам» в историко-политическом измерении и которое Шамханы Тарковские использовали в своих официальных письмах к Московским царям, представляя своих послов к ним?

Понятие «Яхшы Адам», в среде Тюркских народов, и у нас, у Кумуков, прежде означал вот какой статус Человека: он не «родовой аристократ», но он авторитетный Член Общества, признанный в данной общине как морально безукоризненный Человек, доказавший свою чистоту всей своей жизнью и, возможно, но не обязательно, своими религиозно-научными и военными достижениями, доказавший, что он искренне любит и почитает Бога-Создателя, что он любит Истину – моральную чистоту, что он любит Людей, свой Народ, почитает и служит действующему в тот период легальному Лидеру Народа.

А ничего больше и не надо от благонамеренного «хорошего человека», «оьздена» в Этом Мире!

Кстати, «оьзден», также чисто кумукское слово. «Оьз-ден, оьзюн-ден яшайгъан адам», т.е. человек живущий плодами своего труда, т.е. ни на кого не работающий, независимый, свободный человек. Но подробнее об этом в другом месте, в другой раз.

Категория «яхшы адам» это социальный статус высокого уровня для всякого человека независимо от его происхождения, который заслуживался безукоризненной биографией всей жизни.

А в Потустороннем Мире, как мы догадываемся, Человеку будут предъявлены совсем другие критерии в процессе определения его дальнейшей судьбы – а осмысленно ли, «праведно» ли он потратил свое персональное экзистенциональное Время Существования, пребывая в Посюстороннем Мире?

Мы, должны помнить и думать обо всем этом постоянно.

* * *

Истоки сегодняшних бед и трагедий Кумукского народа надо искать в Прошлом. Пока мы глубоко не изучим свое Прошлое, исторические Причины нашего сегодняшнего юридически, политически бесправного положения на собственной тысячелетней исторической Родине, мы никогда не сможем выбраться из большевистской петли в виде внеисторического, коммунистически идеологизированного нелегитимного государственного образования «ДАССР-РД».

(Продолжение следует)

Амин Ибрагьим БАММАТУЛИ
Анжи-Къала, 1 октября 2013

Размещено на сайте 18.11.2013

Комментарии на facebook


Комменатарии
Представьтесь, пожалуйста
Поделитесь своим мнением по существу данной публикации
Картинка
Введите код с картинки
(для защиты от спама)

на верх

RRS лента

Ссылки

kumukia.ru